Два дня назад в порту Поти в очередной раз задержали российское судно. Грузинская сторона выдвинула претензии к команде сухогруза Naruksovo, обвинив ее в загрязнении акватории "вредными веществами". В Поти регулярно задерживают иностранные корабли. Различаются лишь названия судов, а все остальное неизменно: рейд полиции на борту, задержание капитана, предъявление обвинения, суд, штраф, освобождение. Заплатили - и плывите на все четыре стороны. Словом, порт стал похож на гавань цивилизованных пиратов.
В городе Поти находится суд, который приносит самую большую прибыль в грузинский бюджет. Он рассматривает дела о загрязнении местной акватории иностранными судами. Команда служителей закона давно поставила работу на поток. Уже пять лет как поднаторевшие судьи выносят однотипные, заранее написанные и даже подписанные приговоры, оставляя на бумаге только пустое место - для указания суммы штрафа. Как правило, речь идет о 35 - 70 тысячах лари на судно. И еще отдельно капитана штрафуют на какие-то там копейки - тысячу-две долларов.
За последние пять лет подобных инцидентов с иностранными судами было больше сорока. То есть, каждый месяц суд города Поти добывает для бюджета в среднем по пятьдесят тысяч долларов. На что тратятся эти деньги - неизвестно, но вполне возможно, что их заранее предусматривают в городском бюджете и тратят, например, на благоустройство муниципальных территорий.
Интересная статистика: за эти самые пять лет, в течение которых сорок иностранных судов были оштрафованы на десятки тысяч долларов, судом не было вынесено ни одного оправдательного приговора. Схема уже давно работает как конвейер. И события, которые происходили вокруг сухогруза Naruksovo, тому подтверждение.
Ранним утром 9 февраля членов команды разбудила грузинская полиция, которая не умеет стучать в двери, и ворвалась на борт так, как это делают только при задержании террористов. Павла Ушакова, командира сухогруза, сразу же увезли в город, а на корабле остались несколько полицейских, дабы охранять остальных членов команды судна. Дальше все происходило предельно оперативно. Ушакова еще не привезли в полицию, как суд уже открыл дело по 58-й статье Административного кодекса Грузии. Это та самая статья - "за загрязнение окружающей среды».
В полиции Ушакова продержали очень недолго и повезли в суд. Когда он туда приехал, первый вердикт уже вынесли. Суд лично оштрафовал капитана на пять тысяч лари. Теперь надо подождать еще пару дней, и тогда суд в оперативном режиме вынесет приговор с суммой штрафа для судовладельца. В этом случае пятью тысячами лари дело уже не обойдется. Пора готовить сорок-пятьдесят тысяч долларов.
В Поти арестованным судам предоставляют поистине шикарный сервис. На все судебные формальности уходит два, максимум три дня. Но это, конечно, если речь идет о таком «мелком» нарушении, как угроза экологии. Если команда судна подозревается в том, что она направляется в Абхазию, или когда-нибудь была в этой республике - то двумя днями простоя и даже крупным штрафом дело не решится. В этом случае меркантильность уступает политической принципиальности.
Именно такую принципиальность проявил все тот же суд города Поти, когда в 2009 году поймал вне грузинских территориальных вод турецкое судно «Buket». Суд приговорил капитана арестованного в водах Абхазии судна к 24 годам тюрьмы, а корабль передал в собственность Грузии. Такой дикий срок заключения для капитана судна, которое нарушило неадекватные законы вечно воюющей со своими соседями страны, возмутили Анкару. Капитана удалось освободить, но только после вмешательства турецких властей. Еще одна интересная деталь: на большие деньги за загрязнение экологии попадают всегда иностранные суда и никогда - грузинские. Хотя даже по внешнему виду проржавевших баркасов, стоящих в Потийском порту, понятно, что сам факт их существования является абсолютно наглым загрязнением окружающей среды.
Таким образом, порт Поти превратился в своего рода «мини-Сомали», этакую гавань цивилизованных пиратов. Каждое пятое судно, оказывающееся здесь, штрафуется на весьма приличную сумму. Конечно, грузины более продвинуты, чем пираты черного континента. Во-первых, они не требуют запредельных сумм за освобождение экипажей и судов. Сравните: пират в Сомали выставляет счет минимум на миллион долларов, а грузин в Поти лишь на пятьдесят тысяч. Во-вторых, пират в Грузии работает в правовом пространстве, а пират в Сомали вообще не живет в государстве. К услугам арестованной в Поти команды - суд, гостиница и право на свободное передвижение по городу. Во всем остальном сомалийские и грузинские пираты похожи. В Грузии, чтобы попасть под арест, как и в Сомали, даже не обязательно заходить в порт Поти. Пограничники и полиция активно бороздят территориальные и нетерриториальные воды, выискивая нарушителей. Вот некоторые эпизоды: в феврале прошлого года капитан плавающего под грузинским флагом турецкого судна AVCI RECEBINA-3, гражданин Турции Огуз Омар оштрафован на 50 тысяч лари за незаконную рыбную ловлю в территориальных водах Грузии. А вот события «новейшей» истории грузинского пиратства: сотрудниками следственно-оперативного управления пограничной полиции в акватории Поти задержано судно YUANGHENG, плавающее под флагом Панамы. Как передает "Новости-Грузия", поводом для задержания судна стало обвинение в загрязнении акватории Черного моря. Отмечается, что в ближайшее время по этому делу должен состояться суд, который и определит размер штрафа. Напомним, что на прошлой неделе в порту Поти "за загрязнение моря" сотрудниками Службы береговой охраны Грузии и инспекции охраны окружающей среды страны задержан сухогруз "Ольга-1", который ходит под флагом Камбоджи. По словам представителей погранполиции Сакартвело с судна в море было слито гидравлическое масло. Данная статистика говорит и о том, что в Грузии вылавливают не только российские суда, но кораблей с российскими командами среди задержанных в Поти - больше половины. За последние несколько лет Грузия превратилась в бесспорного лидера в черноморском и средиземноморском бассейнах по задержанию иностранных кораблей. Даже Греция и Италия, у которых значительно более высокие требования к экологической безопасности и намного более совершенная инфраструктура для защиты экологии, не арестовывают корабли со столь завидной регулярностью. Значит, дело не в загрязнении окружающей среды. У Грузии для таких действий есть куда более значительные обоснования и меркантильные интересы.