Разрыв между декларациями и реальностью в Грузии очевиден в самых различных сферах жизни. Нескольких дней не прошло с тех пор, как президент Михаил Саакашвили чуть ли не в любви поклялся ко всем вероисповеданиям и религиям. Совсем недавно он пытался заручиться поддержкой Папы Римского. В общем, толерантность демократичного Мишико не знает границ. А в грузинской глубинке дети, которым, в отличие от президента, не надо кланяться направо-налево, прося денег и поддержки, громят баптистские церкви. Причем выясняется, что этому их научили в родной школе.
Интерес грузинского руководства к системе образования огромен. Естественно: из кого, как не из детей, можно вылепить все что угодно. Например, будущих обожателей США и Запада, которые во всем будут рабски ориентированы на заморскую империю и поддержат любой "прогиб" руководства страны в эту сторону. Но о каком "слиянии с Европой" можно говорить, если дети, помимо знания английского языка, выносят из грузинских школ невероятную нетерпимость ко всем, кто хоть немного отличается от них самих? И пока президент объявляет о своем желании посещать одновременно церковь, мечеть и синагогу, дети его православной страны идут громить баптистский храм.
Дикая история произошла в селе Ахалсопели Кварельского района. Прихожане местной баптистско-евангелистской церкви пришли утром на службу и увидели, что молитвенное здание разгромлено, пол перепачкан фекалиями, а в зале разломан крест и перевернута вся мебель. Создавалось ощущение, будто в церкви похозяйничали сатанисты: и сломанный крест, и загаженный пол больше всего напоминают их "почерк". Мерзко, но что взять с ненавистников христианства.
Однако оказалось, что сатанисты здесь не при чем. По крайней мере, явные и открытые. А разгромили баптистский храм три подростка из приличных семей. Поневоле поразишься - как в головы детям 12-14 лет могла забрести идея такого чудовищного развлечения?
Родители за уши привели "нашаливших" хулиганов извиняться перед баптистской общиной. Но никакие извинения, тем более сомнительной искренности, не снимают вопрос: что же должно твориться в детских душах, чтобы возникла мысль пойти и осквернить церковь, да еще таким гадким образом? Сломать крест - это же не простая жажда разрушения, а вполне четко направленная.
Этот случай (как и аналогичный, двухмесячной давности, когда вандалы найдены не были) так и остался бы местечковым скандалом, если бы о нем не узнал и не написал Народный защитник Грузии Гиорги Тугуши. И тут же история баптистского храма, разгромленного малолетками, была подхвачена специалистами по религиозным вопросам. Что немудрено: район считается своеобразной колыбелью грузинского протестантизма, однако тут никогда не было стычек между православными и протестантами.
И вот - на тебе. Дети-вандалы, у которых на головах только что рожки не торчат. Громят храм, а Саакашвили тем временем толерантно изливает свою любовь к мусульманам. Да о каком межрелигиозном мире может идти речь, если христиане ломают кресты у христиан? И с чего вдруг такой взрыв нетерпимости там, где уже больше века царит религиозный мир?
Специалисты мрачно кивают на два самых, казалось бы, мирных института Грузии - Церковь и школу. Стоило республике сбросить тяжкие оковы СССР, и махровым ядовитым цветом расцвели на ее земле цветы нетерпимости. Тогда-то и прозвучало впервые слово "секта" применительно к баптистам. А отношение к соседям приобрело характер угрюмой настороженности.
В общем, Грузия, возжелав индивидуальности, решила, что проще обрести ее за счет отрицания всего остального. И, что уж совсем грустно, запевалой в этом вопросе выступила Грузинская Церковь. Ее представители внезапно утратили присущую православным доброту к людям, а желание самостоятельности и независимости выродилось в церковных стенах в нетерпимость ко всем инаковерующим. Ничего себе способ подчеркнуть индивидуальность!
"Православная церковь настроена не толерантно по отношению к другим религиозным объединениям. И этот настрой потом кругами расходится по школам, газетам, государственным структурам, усваивается политической оппозицией, гражданским обществом и так далее", - говорит глава Религиозного совета Бека Миндиашвили.
Никто не спорит, Церковь не обязана лобызаться со всеми подряд. Умение неуклонно отстаивать свою позицию, не растворяясь в экуменистическом "супе", чрезвычайно важно для Православной церкви. Но науськивать своих прихожан на "чужаков", провоцировать ненависть и неприязнь к тем, кто думает иначе, силой выдавливать "еретиков" - черты самой настоящей секты. А когда они проникают в школу, происходит взрыв.
Теолог Леван Абашидзе не исключает, что истоки случившегося следует искать на факультативных уроках религии, которые проходят в грузинских школах. Звучит ужасно, но никто не следит, кто и как там преподает.
"В 1997 году был внутренний переворот в нашей Грузинской православной церкви, и радикальная часть сейчас больше задает тон. Я не хотел бы обвинять всю церковь или всех священнослужителей епархии, но, к сожалению, есть вот такие рецидивы или призывы со стороны священнослужителей. Никто их не останавливает, не одергивает, вот в чем проблема. То есть в определенном смысле я согласен, что, к сожалению, есть такая тенденция - потакать нетолерантности", - ответил Абашидзе на заявление Миндиашвили.
"К сожалению, с одной стороны, у нас есть возможность факультативно преподавать. Но кто именно приходит в школу и что преподает - над этим нет соответствующего контроля со стороны государства. А он должен быть. Может прийти человек, который плохо знает религию, проявляет нетолерантность и так далее. Это возможно, но я еще раз повторю, что в этом конкретном случае я не могу судить", - сказал теолог.
Но хуже всего, что вовсе не обязательно быть вражеским шпионом, чтобы прокрасться в школу и тайно учить детей плохому. Это могут делать вполне себе уважаемые люди, даже, как это ни печально, в рясах.
"Во всех церквях есть такая ниша, есть тенденции нетолерантности, ортодоксии в плохом смысле этого слова. Но, к сожалению, в Грузинской церкви они получили какую-то большую поддержку - я думаю, именно за последние десять-двадцать лет... К сожалению, у нас эти тенденции долгое время оставались как бы подспудно. Это было антиэкуменическое движение против всех других конфессий, представлявшее православие жертвой, а остальных врагами. Эта тенденция есть во всех православных церквях, но в Грузинской православной церкви она сегодня победила", - признается теолог.
На самом деле не знаешь, что хуже - полная открытость господина Саакашвили всем религиозным ветрам или замкнутая угрюмость, в которую, по утверждению теолога, погружена Грузинская Церковь. Ясно одно: детей от всего этого надо держать подальше. Потому что с такими педагогами никакие залетные сатанинские секты не нужны. Мороз по коже от мысли: какое будущее построят христианские дети, которых учат ломать кресты в церквях?