Во времена Бендукидзе в Грузии продавалось все, кроме совести. Теперь продается и она. Свободу совести и вероисповедания покупает Турция. Правительство Саакашвили разрешило туркам восстановить четыре мечети, две из которых насолят грузинским армянам, а остальные укрепят османское экономическое владычество над Аджарией. Министерство культуры уверяет, что это – единственный шанс не допустить разрушение древних грузинских храмов на турецкой территории. Грузинская православная церковь выступает против, ведь на Анкару можно бы надавить и через ЮНЕСКО. Но самый пикантный пункт нового соглашения – это реконструкция турецкой бани в Батуми.
Если тюркоязычные народы активно строят мечети в Грузии, то это свидетельствует об исламской экспансии, которой подвержен весь христианский мир. Но когда турки еще и реставрируют свои бани в Батуми – значит, пришли они на грузинскую землю всерьез и надолго.
Есть в окрестностях аджарской столицы старинная Гонийская крепость, объявленная в 1994 году музеем-заповедником. Из космоса хорошо видна ее планировка, в том числе место для римских терм – бань времен Византийской империи. Но в XVII веке Аджарию покорила Османская империя, и крепость захватили турецкие войска. За время их двухвековой дислокации термы были переделаны под восточные бани, развалины которых и посейчас привлекают путешественников.
Вообще-то турки особой чистоплотностью изначально не славились. Но осваиваясь на территории, отвоеванной у византийцев, тоже вошли во вкус горячих парилок. Добавили к ним массаж, танцовщиц, чаепитие – и появилась "турецкая баня", или хаммам.
В Батуми, который на турецких картах до сих пор "случайно" включают в подданство Анкары, традиционно много таких заведений для помывки. В последнее время каждый уважающий себя отель открывает у себя турецкую баню. Город преображается и модернизируется за счет турецкого капитала и надеется привлечь туристов из-за южной границы Аджарии.
Но особое почтение приезжие испытывают к старинным баням. Одну из них, возведенную в начале прошлого века, три года назад начала реставрировать известная на всю Грузию девелоперская компания "Арси". Директор ее аджарской дочки Arci Batumi Гела Васадзе писал по этому поводу в своем блоге: "Много лет назад Тенгиз Абуладзе снял эпизод (фильма "Покаяние" 1984 года – ред.) в старой турецкой бане хаммам в Батуми. Конечно, тогда никто не мог предположить, что спустя годы компания, основанная его сыном (Гией Абуладзе – ред.), вернет хаммаму первозданный вид, создав восточную сказку".
"Арси" строит в Батуми целый восточный квартал. Она восстанавливает Историю, а вместе с нею и претензии турок на грузинскую автономию. Но это ничуть не расходится с внешней политикой Михаила Саакашвили, неприхотливого в своем стремлении к разновекторности. Уж он и в США интегрировался, и в Европу, и с Махмудом Ахмадинежадом заигрывал, и Сержа Саргсяна "орденом чести" наградил. Как же он мог оставить без пуда лести своих тюркских соседей – Баку и Анкару?
Когда газ и бензин в страну поступают в основном из Азербайджана, а инвестиции и большая часть продуктов и вещей – из Турции, грузинское руководство не обращает внимания на мечети да бани, растущие подобно грибам. Новые бензоколонки и терминалы азербайджанской Socar, как и швейные фабрики и электростанции с турецким капиталом, только приветствуются. И лишь отдельные публицисты и политологи забили тревогу: православную Грузию сдают мусульманам!
Бог с нею, с турецкой баней. Грузины в нее тоже пойдут. А вот в мечеть – нет. Это сооружение – исключительно для исповедующих ислам. И, по данным Грузинской православной церкви, уже сейчас количество мечетей превышает потребности мусульманского населения Грузии. Строительство новых однозначно рассчитано на приток иммигрантов, выехавших полтора столетия назад турок-месхетинцев, и рост тюркского населения за счет рождаемости. В азербайджанских семьях традиционно больше детей, чем в грузинских.
Для Аджарии такое засилье всего турецкого означает полную сдачу грузинских позиций. Тбилиси отвоевал этот регион у Турции сначала благодаря "российской оккупации", как обозначил время пребывания Грузии в составе Российской Империи Михаил Саакашвили. А закреплены эти земли за грузинами были в 1921 году по Карскому мирному договору, гарантом которого выступила РСФСР.
Во времена турецкого правления в Аджарии распространился ислам. Обучение молодых людей велось только на турецком и арабском языках. Грузины ассимилировались. Регион становился органичной частью Османской империи и мог быть потерян навсегда, если бы не русско-турецкие войны.
Оказалось, зря предки грузин и русских проливали там свою кровь. Анкара берет Аджарию без боя. По новому соглашению с Турцией, Тбилиси позволил ей восстановить сгоревшую в середине прошлого века мечеть в Батуми и отремонтировать молельное здание в Кобулети, курортном местечке на Черноморском побережье к северо-востоку от аджарской столицы.
Еще две мечети, как указано в документе, будут реабилитированы в Самцхе-Джавахети и Ахалцихе. И это возмущает уже не только грузинских экспертов, но и армян, преимущественно населяющих этот восточный регион Грузии. По словам историка, специалиста по армянской архитектуре Самвела Карапетяна, в регионе было всего две мечети, но они обе уже более ста лет как превращены в христианские храмы. "В Ахалцихе есть две мечети, одна находится на территории музея и до установления советской власти мечеть была превращена в русскую православную церковь, а в другой разместилась армянская апостольская церковь Святого Григория Просветителя – единственная в Ахалцихе. Если турки хотят восстановить или реставрировать нашу армянскую церковь, то пусть приходят и ремонтируют церковь за свой счет", - заявил он армянским СМИ.
Помимо этих двух сооружений на территории старой крепости близ Ахалкалаки есть персидская баня, но ее трудно принять за мечеть. "Это историческая крепость Джавахка, и если существует вопрос ее восстановления, то какое имеют к этому отношение грузины? Там нет мечети, эта новость для нас сенсация", - прокомментировал сообщение Минкульта сопредседатель действующей в Самцхе-Джавахети незарегистрированной партии "Вирк" Давид Рстакян в интервью ИА REGNUM. Он также пообещал, что если в крепости начнется строительство мечети, то реакция жителей Джавахети будет очень негативной.
В свою очередь армянский депутат Ширак Торосян, которому Саакашвили запретил въезд в Грузию за поддержку "сепаратистских" настроений в Джавахети, отметил, что в Самцхе действительно жили турки-месхетинцы, и там могут быть полуразрушенные мечети. А поскольку грузинское правительство пообещало Совету Европы вернуть тюркоязычных переселенцев, то восстановление их святынь – логичный шаг.
Проблема в другом: Самцхе-Джавахети – искусственное территориальное образование, в котором населенные армянами районы оказались в одной упряжке с грузинскими и азербайджанскими. В то же время армянонаселенная Цалка была отрезана и отнесена к соседнему региону. Так Тбилиси подстраховался от сепаратистских настроений: армянское население "разбавляют" возвращающиеся турки-месхетинцы, а недовольные местные жители вынуждены отправляться в Армению. И если даже в армянской крепости мечеть делать не станут, чтобы не дразнить официальный Ереван, то в Самцхе точно приедут мулла с муэдзином.
Николоз Руруа, министр культуры, оправдывается необходимостью восстановить древние христианские храмы в Турции, в провинции Тао-Кларджети – Хандзта, Отхта, Ишхани и Ошки. Последний из них в прошлом году был сильно поврежден проливными дождями и требует немедленной реставрации. Но, по мнению Грузинской православной церкви, святыни можно было сохранить и без "бартера" на мечети – призвать на помощь ЮНЕСКО.
Хотя в любой международной организации грузинам еще пришлось бы доказывать, кому на самом деле принадлежат церкви Тао-Кларджети. Армяне давно оспаривают свое право на них. "Здесь речь идет об армянских халкидонских монастырских комплексах, таких как Ошк, Ишхан и Банак, находящихся на территории исторической провинции Большого Айка - Тайк", - утверждает Самвел Карапетян. У Грузии – своя версия, и пока Ереван не наладил с Анкарой дипломатических отношений, грузинам надо "застолбить" спорные архитектурные сооружения.
Главной же пружиной неравного обмена святынями стала всеядность Тбилиси, живущего фактически только за счет иностранных инвестиций. Возможно, не последнюю роль сыграло и стремление к компромиссу с сильным соседом, имеющим виды не только на Аджарию, но и на Абхазию. Признай Анкара независимость абхазов, и дальнейший развал Грузии будет не остановить.