Как известно, на будущую весну грузинское Министерство экономики запланировало в стране инвестиционный бум. Об этом в декабре заявил заместитель Веры Кобалия Ираклий Маткава. Но, видимо, уроки прошедшего года, когда надеялись получить миллиард долларов инвестиций, а не наскребли и одной пятой этой суммы, дают о себе знать. Поэтому тбилисские экономисты решили: "Раз инвесторы упорно не желают идти в Грузию, значит, пора самим их искать". Но сроки поджимают, а денег все нет. Положение отчаянное, так что искать инвесторов Тбилиси готов хоть в Узбекистане.
Грузинское посольство в Ташкенте известило представителей Торгово-промышленной палаты среднеазиатской страны о начале строительства свободной туристической зоны "Анаклия-Зугдиди". Грузинские дипломаты рассчитывают, что узбекские чиновники будут распространять эту информацию среди местных компаний и предпринимателей, которым могут быть интересны инвестиции в грузинскую туристическую сферу.
Инвестиционные мытари из Тбилиси надеются, что бизнесменов из Средней Азии привлекут "беспрецедентные условия", которые предлагает грузинское правительство для строительства гостиниц в туристической зоне "Анаклия-Зугдиди". Государство готово на безвозмездной основе предоставить инвесторам землю, гостиничные проекты и коммуникации, а также освободить их от налогов на 15 лет. Кроме того, за счет грузинского бюджета должны быть построены новая дорога вдоль побережья от Поти до Анаклии и аэропорт. Гостиничная зона также будет связана с источниками минеральных вод. А сама земля, которую будут предоставлять инвесторам, расположена вдоль проспекта, спроектированного испанскими архитекторами. Так что, по задумке разработчиков, "Анаклия-Зугдиди" должна стать морским курортом с яхт-клубом мирового класса.
Если верить красочным описаниям грузинских чиновников, тех, кто решит вложиться в развитие нового туристического центра на черноморском побережье Кавказа, ждут просто сказочные условия. По всем параметрам у Тбилиси не должно быть отбоя от потенциальных инвесторов в "Анаклия-Зугдиди". Почему же правительственным функционерам приходится их заманивать? На этот вопрос корреспонденту GeorgiaTimes попытался ответить грузинский эксперт по экономическим вопросам Гиоргий Хухашвили.
"Туризм - такая отрасль, в которой нет особых экономических рисков, так что любые инвестиции из любых государств можно только приветствовать. Другое дело, что приглашать бизнес - это несколько странно, поскольку во всех цивилизованных странах бизнес сам решает, куда идти, куда нет. И подключать к этому какие-то административные ресурсы, я думаю, несвойственно рыночной экономике", - поделился своим недоумением эксперт.
Не меньше вопросов вызывает и выбор Узбекистана в качестве возможного источника инвестиций. До сих пор эту среднеазиатскую республику никто не считал значимым игроком на глобальном финансовом рынке.
Конечно, в прошлом году, по данным ООН, Ташкент показал просто феноменальные темпы подъема экономики, которая выросла в реальном выражении на впечатляющие восемь процентов. По этому показателю Узбекистан стал лидером на постсоветском пространстве.
Но тут нужно учитывать два фактора. Во-первых, после провала, который продемонстрировали все экономики региона в 2009 году, по итогам минувшего года они показали очень приличный прирост. Сказался эффект низкой базы. Во-вторых, в Узбекистане этот эффект был усилен изначально плохими условиями. Достаточно отметить, что ВВП страны на душу населения остается самым низким среди всех бывших советских республик. По итогам года он составил 3100 долларов. Даже в Грузии, которая по этому показателю тоже находится в аутсайдерах, он выше - 4800 в американской валюте. Неужели грузинские правители, осознав, что сильные игроки к ним не рвутся, решили объединяться по принципу слабости?
Можно было бы еще немного поиронизировать по поводу того, что "архисвободный" режим Саакашвили ищет поддержки в откровенно авторитарном, если не сказать сильнее, Узбекистане. Но после того как Грузия стала фактически союзником в регионе фундаменталистского Ирана, такой поворот событий уже воспринимается как норма. Так что вектор "либеральной" политики Мишико в очередной раз обозначен достаточно четко.
Корреспондент GeorgiaTimes также попросил Гиоргия Хухашвили оценить инвестиционные перспективы Грузии в целом, насколько реалистичны в этом плане прогнозы правительства.
"Я понимаю, с одной стороны, правительство, которое вынуждено, исходя из той непростой ситуации, что складывается, раздувать какую-то виртуальную сверхоптимистичную реальность. Но лично я, конечно же, отношусь с некоторым скептицизмом к тем заявкам, которые делаются со стороны властей. Они это делают потому, что единственное, что осталось у грузинского населения - это надежда. Нужно поддерживать в людях веру в свет в конце туннеля. Это все технологии. Будет всем лучше, если в итоге страна попадет именно на этот свет, но я лично этого света в конце туннеля пока что не вижу", - заключил эксперт.