Президент Грузии Михаил Саакашвили вновь проговорился о своей главной мечте - начале переговоров с Москвой. Видимо, он понимает, что только диалог с российской стороной поможет ему сохранить хоть какие-то шансы на спасение от скамьи Гаагского трибунала. Но признание собственных ошибок - это отнюдь не тот путь, по которому сейчас готов пойти грузинский лидер. Именно поэтому его заявления о необходимости активизации переговорного процесса носят несколько истеричный характер.
"Россия должна согласиться на диалог с нами без всяких предусловий. Это будет самым логическим шагом", - сказал Саакашвили в интервью радиостанции "Голос Америки". При этом грузинский президент пытается уверить западного слушателя в том, что российские политики и дипломаты якобы сами понимают нужность немедленного рестарта отношений Москвы и Тбилиси.
Более того, Саакашвили заявил, что в России все его намерения считают мирными. И, разумеется, как на духу верят высказываниям представителей грузинского режима о том, что "возвращения" Абхазии и Южной Осетии под свой суверенитет они будут добиваться исключительно дипломатическими методами.
К счастью, многие европейские и американские политики уже давно понимают, что словам Саакашвили можно верить только в одном случае - если он в очередной раз разглагольствует о необходимости оказания помощи Грузии со стороны Запада. Любые другие откровения лидера давно уже увядшей "революции роз" зачастую являются откровенной ложью, либо содержат в подтексте сразу несколько смыслов. Причем зачастую Саакашвили не просто перегибает палку, а просто-таки переламывает через колено толстенное бревно. Вот и в данном случае заявления грузинского президента являются чистейшей и совершенно неприкрытой провокацией. В очередной раз он пытается предстать перед западными странами эдаким "голубем мира", который готов пойти на диалог с "оккупантом". И только "агрессивная Россия" ставит препоны на пути верной дружбы народов Грузии, Абхазии и Южной Осетии.
Впрочем, на сей раз он высказался достаточно резко. Видимо, не очень-то удачным получился его визит в США. Напомним, что туда грузинский президент поехал в связи с проведением траурных мероприятий по случаю кончины известного американского политика Ричарда Холбрука.
Саакашвили даже смерть своего давнего союзника попытался использовать в своих целях. Он провел сразу несколько встреч с наиболее лояльными к грузинскому режиму сенаторами, а также произнес речь в Американском институте предпринимательства. Более того, Михаилу Николозовичу удалось пообщаться с президентом США Бараком Обамой, хоть их беседа и не носила характер официальной двусторонней встречи.
Казалось бы, с чего главе грузинского государства не быть довольным столь масштабным визитом? Видимо, все дело в том, что США отказались возобновить масштабные поставки оружия для грузинской армии. Согласно данным американской администрации, Саакашвили пытался выбить из своих покровителей помощь по перевооружению ПВО и не только.
Когда в конце 2010 года вице-премьер, госминистр по вопросам евроинтеграции Грузии Георгий Барамидзе побывал с визитом в Вашингтоне, по итогам его поездки в грузинской прессе появились оптимистичные сообщения. Утверждалось, что ему удалось заручиться весьма ценными обещаниями от заместителя министра обороны США по вопросам международной безопасности Александра Вершбоу и сенатора-республиканца Джона Маккейна. И очередная американская помощь в сфере вооружений - вопрос фактически решенный.
Впоследствии представители Пентагона опровергли эту информацию. Аналогичный шаг вынуждено было совершить и грузинское внешнеполитическое ведомство - с видимым разочарованием.
По словам заместителя министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, "конкретно те вопросы" на встрече Саакашвили и Обамы не рассматривались. Судя по всему, обещания Маккейна и Вершбоу носили исключительно гипотетический характер и были даны просто для того, чтобы продолжать удерживать грузинское руководство на тугом поводке и не допускать лишних его телодвижений - к примеру, в сторону Ирана.
Очевидно, что сейчас, как и предыдущие несколько лет, именно режим Саакашвили является главным препятствием для разрешения одного из самых напряженных конфликтов в современной истории Кавказа. Его милитаристские намерения даже особенно не скрываются, особенно при выступлениях на внутренней арене. Это перед депутатами Европарламента Михаил Николозович прикрывается образом миротворца. Речи же, обращенные исключительно к грузинскому народу, полны скрытых и явных угроз в сторону Москвы, Сухума и Цхинвала. Не говоря уж о том, с какой инициативностью ему поддакивают ближайшие соратники. И поэтому-то до тех пор, пока Грузия, которую даже мировое сообщество признало агрессором, не сделает реальных шагов к урегулированию конфликта вокруг Абхазии и Южной Осетии, ни о каких переговорах с режимом Саакашвили речи быть не может.