Свое традиционно радикальное мнение Шалва Нателашвили выразил вчера в интервью тбилисской газете "Асавал-Дасавали".
"Несколько оппозиционных партий в Грузии финансируются прямо из посольства США. Это все знают, и если народ это не учтет, то, значит, нет для Грузии выхода и спасения", - обреченно провозгласил главный грузинский лейборист. Лишь его партия, по мнению Нателашвили, является "единственной реальной оппозиционной политической силой" в стране. Жаль, что каких-либо аргументов в защиту своей точки зрения Шалва Нателашвили, как это часто бывало и раньше, привести не потрудился.
Видимо, поэтому с его утверждениями в том, что грузинская оппозиция в кармане у Вашингтона, поспешил не согласиться представитель Республиканской партии, политолог Ивлиан Хаиндрава. Он посоветовал корреспонденту GeorgiaTimes поинтересоваться у лидера грузинских лейбористов, откуда у него такие сведения.
"Лично я об этом слышу впервые. Обращайтесь к автору этого утверждения. Вообще, я думаю, роль Вашингтона во внутренней политике Грузии сильно преувеличена. Есть такое мнение, что все дела внутри страны решаются в Вашингтоне. Нет, это далеко не так. То, что произошло в августе 2008 года, было, во всяком случае, против воли официального Вашингтона. Конечно, какая там была "кухня", я не знаю. Так что говорить о том, что американцы здесь снимают и назначают президентов, или играют какую-то значимую роль в политической конфигурации страны - нет, я так не считаю", - поделился республиканец своим мнением с корреспондентом GeorgiaTimes.
Но когда речь зашла о второй части высказывания Шалвы Нателашвили, про "единственную реальную оппозиционную политическую силу", господин Хаиндрава оказался настроен менее критически.
"Что касается того, что лейбористы - единственная реальная оппозиционная сила в стране, то, вы знаете, в отличие от большинства политических групп, именующих себя партиями, я действительно считаю, что лейбористская партия - это политическая организация. Она гораздо более левая или, я бы даже сказал, левацкая, чем это можно понять из ее официального названия, потому что сразу возникают параллели с британской лейбористской партией, от идей которой грузинские лейбористы очень далеки. У них есть свой более-менее стабильный электорат. Это, в общем-то, люмпенизированная масса населения, которая вспоминает о дешевой советской колбасе, бесплатном образовании, медицинском обслуживании и вообще хочет, чтобы все в жизни было бесплатно. В жизни же все не так. Но мы еще недалеко ушли от советских времен, поэтому этот электорат имеется, и Шалва Нателашвили, надо отдать ему должное, достаточно умело удерживает его вокруг себя.
В целом, да, я согласен, кроме Шалвы Нателашвили и его Лейбористской Партии Грузии можно назвать лишь две-три настоящие партии. Остальные - это группы, в лучшем случае, некоторые из них можно назвать - в партийной терминологии есть такая one-issue-party - то есть партия, нацеленная на какою-то одну, конкретную задачу. Или же это объединения вокруг лидеров, и стоит им исчезнуть, как исчезают и партии. Что касается правящих партий, то у нас, как впрочем, и во многих странах на постсоветском пространстве, это, конечно, никакие не партии, созданные по принципу идеологического единства или общности системы ценностей, а это просто правящие организации", - отметил политолог.
Таково было мнение представителя парламентской оппозиции. А вот политический секретарь внесистемной Партии народа Александр Шаламберидзе считает совсем иначе.
"Я думаю, что американцы нам очень здорово помогают. Вы знаете, мы жили при тирании. И сейчас находимся в тех же условиях. Для правителей Грузии демократия - продолжение коммунистической жизни. И не имеет значения, был ли это пожилой Шеварднадзе, или молодой Саакашвили. Процесс становления демократии очень труден. Я думаю, что американцы очень помогают нам в этом процессе. Если допускаются ошибки и наши правители не хотят, чтобы у нас была демократия и нормальная жизнь, это наша вина, а не американцев, - рассказал он корреспонденту GeorgiaTimes. - Насчет прямой поддержки ими оппозиции я не могу сказать точно. Но они финансируют неправительственные организации, которые продвигают демократические ценности, и это нормально. А насчет оппозиционеров - я не думаю. Нателашвили, видимо, боится, что например, когда пришел Саакашвили, он получил очень большую поддержку со стороны Америки. Но он получил поддержку и со стороны России. И об этом Нателашвили не говорит. Поэтому, я думаю, нужно все взвесить и прямо сказать, что тогда была такая ситуация: Россия и Америка были едины в том, что в Грузии необходимы изменения. Но именно американцы добились того, чтобы Шеварднадзе ушел".
И по второму пункту господин Шаламберидзе не согласился с Ивлианом Хаиндравой.
"Утверждение Нателашвили, что лейбористы - единственная реальная оппозиция в стране - это ложь. Подобное могли бы сказать все оппозиционеры, в том числе и я. Я не говорю этого, поскольку думаю, что реальная оппозиция - это те, кто борется, чтобы не выгоняли беженцев как собак, чтобы бизнес был свободным. Чтобы у нас была возможность жить лучше, чтобы были защищены права человека. Я думаю, что если мы не будем бороться, то не будет никакой реальной оппозиции. А сказать, что "вот я - реальная оппозиция", это как вспомнить слова Ленина, что "есть такая партия", - заключил оппозиционер.