Мужчина и женщина

Патриарх сошлет всех в горы

12150.jpegПенитенциарная система давно уже стала предметом особого внимания грузинских властей. Тбилисские бюрократы любят петь осанну умопомрачительным достоинствам местных тюрем. Подчас создается такое впечатление, что они и сами не прочь хоть завтра туда переселиться. Что ж, когда гордиться нечем, в качестве повода для бахвальства и каталажка сгодится. Тема заключенных стала уже столь естественной для грузинских властей, что даже Католикос-Патриарх Грузии Илия II не преминул вспомнить о них в своем рождественском обращении. Он призвал создавать для нарушителей закона поселения в пустующих регионах страны.

Cудя по всему, грузинская уголовно-исполнительная система действительно стоит того внимания, что ей уделяют и светские и духовные власти. Ведь только наступил новый год, а Святейший и Блаженнейший Патриарх уже не в первый раз обращается к этой теме. Еще 2 января, в воскресной проповеди, он говорил, в том числе, и о состоянии дел в грузинских местах лишения свободы. И, поскольку Предстоятелю Грузинской Апостольской Церкви ответ держать не перед Михаилом Саакашвили, его слова резко контрастировали с публичными похвалами местным тюрьмам, ставшими доброй традицией тбилисских политиков.

"Наши тюрьмы превратились в страшные очаги туберкулеза. Там нет условий, чтобы заключенные соблюдали чистоту. Они часто заболевают туберкулезом, заражая затем членов своих семей", - отметил Патриарх вопиющее антисанитарное состояние грузинских мест отбывания наказания.

А в своем рождественском обращении Илия II говорил о том, что одним из вариантов решения проблемы переполненности местных тюрем может быть переселение признанных судом виновными в нетяжких преступлениях в отдаленные обезлюдевшие районы страны.

"Мы и раньше предлагали властям, и напомним сейчас о том, что одним из дел может стать обустройство сел, хозяйств для людей, отбывающих наказание за незначительные преступления", - отметил глава Грузинской Церкви.

Патриарх полагает, что помимо чисто гуманитарного измерения, такое решение может иметь весомые экономические последствия - обустройство поселений для заключенных за счет госказны может частично решить тяжелейшую проблему безработицы в стране. Сами отбывающие наказание, полагает Илия II, также смогут принести пользу грузинской экономике, развивая в отдаленных депрессивных районах животноводство, пчеловодство и ремесла.

Эту инициативу Католикоса-Патриарха горячо поддержал грузинский эксперт по проблемам Кавказа Мамука Арешидзе в интервью агентству "ПирWели". "Если учесть тот факт, что горные регионы Грузии пустеют от населения, и в этом отношении довольно тяжелое и опасное положение в северной части Грузии на прилегающей к грузино-российской границе территории, данная инициатива Патриарха очень позитивна. Это в определенной степени является продолжением прошлой инициативы Святейшего и Блаженнейшего, в которой речь шла об обустройстве в горных регионах деревень и соответствующей инфраструктуры, - цитирует информагентство слова эксперта. - Здесь важным является не только вопрос заселения заключенных, но и то, чтобы горные регионы Грузии не остались без грузинского населения, и была создана этакая защищенная зона".

Инициативу Предстоятеля Грузинской Церкви прокомментировала корреспонденту GeorgiaTimes Нана Какабадзе - глава НПО "Бывшие политзаключенные за права человека".

"Администрация пенитенциарной системы уже давно обратилась к патриарху с просьбой, чтобы церковь приняла участие в реабилитации заключенных после освобождения. И приняла тех из них, кто еще отбывает наказание, но кому осталось до выхода на свободу совсем немного, в монастырях. Но Патриарх отказался, поскольку заключенных слишком много, а возможности монастырей для размещения людей крайне ограничены. А делать исключение для части арестантов он не считал возможным", - рассказала Нана Какабадзе. Она согласилась с мнением Мамуки Арешидзе, что идея разместить заключенных в практически обезлюдевших селах действительно неплоха. Ее смутило другое. "Насколько это осуществимо, я не знаю. Прежде всего, нужно узнать мнение самих заключенных, как они это воспримут. Идея эта еще очень новая, и лично я пока ни о какой реакции со стороны заключенных не слышала. Насколько они сами готовы к перемене места жительства? Потому что любое насильственное перемещение, конечно, недопустимо. Во время отбывания наказания - это одно, а после освобождения бывший арестант сам должен решать, где ему жить, в горах или где-то еще", - отметила Нана Какабадзе.

Также остается открытым вопрос, за счет каких средств будут создаваться эти поселения. Лишних денег у правительства нет. А создание инфраструктуры, пригодной даже для самого скромного проживания, потребует огромных вложений. Ведь пенитенциарная система в нынешнем виде - крайне тяжелое бремя для бюджета страны. Это понимают и чиновники. Недаром в свое время власти предлагали Католикосу-Патриарху разместить часть арестантов в монастырях. Так что предложение Предстоятеля вполне может остаться еще одним прожектом, каких современная грузинская история повидала уже немало.

Но в одном пункте с Илией II трудно не согласиться: лучше жить в диких горах, чем находиться в грузинской тюрьме.