Выставка Body and Soul в столице Грузии стала событием не только в художественной жизни страны. Как-никак это первая в истории Грузии экспозиция эротического изобразительного искусства. Но она также невольно послужила индикатором экономического положения в стране. Им ее сделали злоумышленники, умыкнувшие из выставочного зала "Галерея 9", где проходила выставка Body and Soul , выполненную в бронзе и мраморе скульптуру Левана Вардосанидзе "Женщина в пене".
Пропажа обнаружилась утром 24 декабря. Похитители сумели нейтрализовать установленную в зале звуковую сигнализацию и незаметно вынести арт-объект. Причем сделано это было средь бела дня, когда выставочные залы галереи заполняли посетители. Сам автор изваяния уверен, что в преступлении участвовали несколько человек, потому что вытащить 15-килограммовую статую в одиночку было бы довольно затруднительно.
На выставке в числе работ 14 грузинских художников и скульпторов были представлены еще два экспоната за авторством Левана Вардосанидзе. Но он незамедлительно забрал свои творения из галереи в мастерскую, опасаясь, что они могут повторить судьбу "Женщины в пене". Сейчас ее разыскивает грузинская полиция.
В самом факте похищения произведения искусства нет ничего необычного, такие преступления происходят постоянно. Но из ряда подобных происшествий криминальной хроники эту кражу выделяет мотивация похитителей. По мнению экспертов, ими руководило не желание украсть ценный арт-объект, чтобы затем продать его на черном рынке нечистоплотным ценителям прекрасного. Как утверждает автор "Женщины в пене", стоимость изваяния составляет несколько тысяч евро.
Но не об этом помышляли воры. Все оказалось значительно прозаичнее. Их привлек материал, из которого изготовлено произведение искусства - качественная бронза. Как полагают специалисты, ценный сплав можно быстро и без лишних вопросов сбыть за рубежом - к примеру, в соседней Турции.
Продажа произведений искусства на металлолом свидетельствует о серьезных перекосах в общественном сознании. И о тяжелой экономической ситуации в стране. Ведь это значит, что людям не до эстетических восторгов, они озабочены банальным выживанием.
В этом контексте можно вспомнить печальный опыт России первой половины прошлого века. Тогда, в условиях экономического коллапса и галопирующей гиперинфляции, вызванных последствиями двух войн - Первой мировой и Гражданской - и двух революций, страна отчаянно нуждалась в твердой валюте. И, чтобы раздобыть ее, большевистское правительство за бесценок, на вес продавало иностранцам шедевры Фаберже. И пусть Леван Вардосанидзе не чета великому ювелиру, но параллель прослеживается довольно явственно. Ведь не случайно продажа металлолома и драгоценных металлов по-прежнему остается одной из ведущих статей грузинского экспорта.
Уровень развития искусства и его восприятие в обществе всегда являлись наиболее показательным свидетельством экономического и социального развития. Недаром же центром Высокого Возрождения были независимые города-государства средневековой Италии с республиканской формой правления, свободные от диктата монархов. Их экономическая мощь зиждилась на свободной развитой торговле со всем тогдашним миром. Итальянские купцы основывали торговые фактории от Англии до Китая.
А тотальный идеологический контроль коммунистической партии очень быстро низвел Россию с авангардных позиций в мировом искусстве, превратив великую культурную державу в заповедник бездарного и пошлого пафоса социалистического реализма. Так что продемонстрированное неизвестными похитителями "Женщины в пене" равнодушие к запечатленной в бронзе красоте наводит на довольно грустные размышления - о ситуации в грузинской общественной жизни и экономических реалиях в стране.