Судьба Ингурской ГЭС до сих пор остается под вопросом. Плотина находится на территории Грузии, станция - в Абхазии. "60 процентов энергии брала Грузия, 40 - мы, - говорит президент Абхазии Сергей Багапш. - Сейчас будем пересматривать эти соглашения. Там пять блоков по 260 МВт. Абхазия зимой потребляет в сутки 200 МВт. Мы сейчас ведем переговоры с "Интер РАО ЕЭС". Нам одним эксплуатировать это хозяйство пока сложно, поэтому подключаем российские структуры".
Не исключено, что грузинские власти отреагируют на эти слова, опубликованные 15 декабря «Газетой», крайне негативно. Из-за ГЭС на реке Ингури между республиками уже возникали скандалы. Дело в том, что сама плотина находится на грузинской территории, а машинный зал и пункт управления - в Абхазии.
Последний раз информация в СМИ о гидроэлектростанции появлялась в конце ноября. Тогда в прессе обсуждались сообщения о том, что Грузия выставила на торги несколько подобных объектов. Информационный центр «Еркрамас» сообщил, что Тбилиси намеревается продать и Ингури ГЭС. И на нее, якобы, уже нашелся покупатель - бакинская компания «Азерэнерджи». Вице-президент компании Марлен Аскеров подтвердил агентству Regnum, что Грузия предложила им принять участие в торгах. И получила принципиальное согласие.
После чего Сергей Багапш заявил, что гидроэлектростанция «всегда была и будет нашей, и в любых переговорах по ней условия будем диктовать мы». Что тут же вызвало ответную реакцию в Тбилиси. Тогдашний секретарь Совета безопасности Александр Ломая выразился так: «Это энергетический шантаж. Что значит «будем диктовать свои условия»? Насильно отнимут пульты управления у наших специалистов?»
Однако Сухуму не требуется прибегать к акции "отъема". Ведь пульт управления, повторим еще раз, находится в его руках.
Точку в том скандале поставила Грузия. Министерство энергетики страны открестилось от данной темы - мол, вопрос продажи "Ингури ГЭС" не рассматривается.
Довольно неожиданное толкование новому сообщению Сергея Багапша дал тбилисский сайт «Наша Абхазия». 17 декабря он, оповестив, что в последние дни российские войска в Гальском районе заняли стратегические высоты и разместили там артиллерию, «умозаключает»: «Россия может предпринять полный захват ИнгуриГЭС с расширением границ сепаратистского анклава».
По сообщению агентства "Росбалт", 18 декабря министр экономического развития Грузии Лаша Жвания заявил, что Грузия не допустит продажу фактическими властями Абхазии ИнгуриГЭС, поскольку объект является собственностью страны. Отчуждение этих объектов, по его словам, есть «криминальное действие».
Судя по всему, вопросы о правах на ИнгуриГЭС и возможностях ее использования будут возникать и впредь. Остается надеяться, что заинтересованные стороны смогут решить их за столом переговоров.
Тем временем в Грузии продолжается процесс продажи других ГЭС. Стало известно, что 19 декабря министерство экономического развития планирует продать ОртачалГЭС с аукциона.
На аукцион выносится 100-процентная доля государства в ООО «ОртачалГЭС-2007», начальная цена которой составляет 25 млн долларов США.
Уставной капитал объекта - 1 768 670 лари. К покупателю государство предъявит следующие условия: оплата приватизационной суммы в течение 30 календарных дней со дня проведения аукциона, обеспечение ежегодной выработки не менее 70 процентов от предельной мощности гидроэлектростанции.
Напомним, что против приватизации ОртачалГЭС выступила компания «Ортачалэнерджи», которая обвинила правительство Грузии в нарушении условий арендного договора. Этот договор был заключен с компанией-арендатором на срок до 2019 года, и «Ортачалэнерджи» намерена подать на правительство Грузии в суд за досрочное расторжение договора.
В ответ на обвинения арендатора министр экономического развития Грузии Лаша Жвания заявил, что «Ортачалэнерджи» платила государству слишком низкую арендную плату - всего 41 тысячу лари, тогда как ее прибыль достигала двух миллионов лари. Это несоответствие оказалось неприемлемым для государства, отметил Жвания и подчеркнул, что государство не может никому уступить те доходы, которые рассчитаны на каждого гражданина.
Сергей Чайкин