Мужчина и женщина

Кутаисский мемориал увековечен в Москве

11562.jpegЕще одним памятником, посвященным Великой Отечественной войне, в Москве стало больше. На Поклонной горе установлена скульптурная композиция "В борьбе против фашизма мы были вместе". Она запечатлела момент, когда грузин Мелитон Кантария и русский Николай Егоров водружали знамя победы над Рейхстагом. Как рассказал в интервью GeorgiaTimes один из авторов монумента, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, взрыв Мемориала Славы в Кутаиси заставил его задуматься: а была ли победа общей для всех республик СССР?

- Андрей Николаевич, известно, что жюри сначала выбирало шесть из 25 проектов памятника, а потом победителей определил Попечительский совет. У вашей творческой группы, в которую также входят скульптор Салават Щербаков и архитектор Василий Перфильев, тоже ведь была не одна идея. Какие еще варианты вы рассматривали?

- Да, у нас было несколько вариантов, которые принципиально отличались. Два главных проекта - это "Водружение знамени над Рейхстагом" и "15 представителей народов Советского Союза на танке Т-34". Еще было две архитектурные идеи: "колокол" и "письма", как я их условно называю.

- Почему вы все-таки остановились на подвиге советских воинов Егорова и Кантария?

- Это было не наше решение, а конкурсной комиссии. Все наши варианты были представлены в первом туре, и во второй тур прошли три проекта от нашего коллектива: "водружение знамени", композиция с танком и "письма" - это стела, в основе которой солдатские письма, треугольники. Там тема победы исполнялась в архитектурно-декоративном плане, и предусматривалось развитие идеи. Но главное в ней было - письма, характерные для Великой Отечественной войны.

- Изначально ведь планировалось поставить памятник именно грузинским воинам, взамен взорванного мемориала в Грузии...

- Поводом действительно послужило варварское событие - уничтожение памятника в Кутаиси. Но задача в условиях конкурса была сформулирована шире: в борьбе против фашизма мы были вместе. Все мы по телевизору видели, как разрушается замечательный памятник в Кутаиси. И это послужило каким-то толчком к тому, что мы поняли: да, все подзабыли, но победа была одна для всех республик Советского Союза, все мы были едины, и вот эта радость победителей была общей для всех национальностей, всех республик. Это сближало все народы Советского союза. И в борьбе против фашизма проявилось со всей очевидностью, что только в дружбе можно прийти к победе добра над злом. А сам факт водружения знамени явился апогеем победы. Русский и грузин стали теми персонажами, которым досталась слава. А в силу варварского сноса памятника это приобрело особый смысл.

- Почему вас задела тема войны и победы СССР в ней?

- Я и Салават Щербаков, скульпторы этого проекта, мы учились вместе, и потом в нашей творческой биографии было много создано памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Салават уже создал на Поклонной горе памятник международной антигитлеровской коалиции. Там представлены советский солдат, американец, француз и англичанин. У меня есть памятник, посвященный лётчикам авиаполка "Нормандия - Неман". Наши отцы служили и были участниками Великой Отечественной войны. Его отец уже умер, мой еще жив. Нам это близко, и мы много времени уже посвятили работе над этой темой.

- Автор взорванной в Грузии скульптуры Мераб Бердзенишвили...

- Это замечательный скульптор, я знал много его работ, еще когда учился в институте, видел ряд его памятников, и конечно, жаль, что так получилось.

- Он выступал против воссоздания монумента, так как считал, что копия будет бездушной. Но потом было решено использовать только элементы старого памятника. Что именно в вашей композиции напоминает о кутаисском мемориале?

- У нас помимо скульптурной группы есть барельефы. Есть задняя замыкающая стена, на которой изображена гранитная арка с выбитыми словами "Фашизм мы победили вместе". Эта арка напоминает как раз силуэт памятника в Кутаиси. Зрители, которые помнят грузинский мемориал, поймут и увидят вот это символическое объединение двух памятников. Кроме того, там же, на задней стене комплекса, есть квадратные барельефные композиции, которые изображают 15 памятников из каждой бывшей советской республики. Россия представлена памятником "Родина-Мать" в Волгограде, Белоруссия - обелиском в Минске. Грузия представлена памятником, который был снесен в Кутаиси и так далее.

- Из чего сделана ваша композиция, где ее ваяли?

- Памятник сделан из долговечных материалов. Скульптура - бронза, а архитектурные элементы - из гранита. Отливали в Подмосковье на заводе.

- Есть ли портретное сходство между памятником и реальными солдатами Егоровым и Кантария, водрузившими знамя победы?

- Конечно, мы пользовались фотоматериалами и старались, чтобы сходство было. Существуют также два известных скульптурных портрета Ивана Першудчева, сделанные сразу после войны.

- Есть исторические исследования о том, что группа Кантария - Егорова не была первой, что и до нее уже водружали знамя над Рейхстагом.

- На самом деле Рейхстаг - это большое здание, где велись бои в разное время, и там было установлено несколько флагов. Но есть исторический факт, что главное знамя было водружено двумя бойцами - Егоровым и Кантария. Этот факт документально подтвержден и, в общем-то, не оспорен. Конечно, там были и другие истории. Но в данном случае художественное произведение выражает главную идею - совместную победу.

- Сейчас излагается много альтернативных версий Второй Мировой войны, в которых Советский Союз по агрессивности приравнивают к фашистской Германии, а пособников фашистов в бывших республиках считают за героев, воевавших за национальную независимость. Оправдывает ли это борьбу с памятниками в Прибалтике и Грузии?

- Нет, конечно. Историю некоторые господа и организации начинают переписывать. Кто-то преследует политические цели. Но в отношении памятников, которые сносятся, это недопустимо. Это варварство. В цивилизованной Европе, несмотря на какие-то политические изменения, никто не пропагандирует идеологию через сносы памятников. Существуют памятники разные, отношение может быть к ним разное, тем более что любое государство проходит свою историю, и часто бывает переоценка ценностей. Но снос хороших произведений искусства - это недопустимо.

- Я слышала от многих молодых грузин такое мнение, что памятник был уже в аварийном состоянии и представлял угрозу для жизни, так как с него сыпались части конструкции, поэтому его пора было снести.

- Конечно же, памятники требуют участия, как любое сооружение требует реставрации, реконструкции. Возможно, он тоже требовал реставрации. Но все-таки так варварски сносить монумент, посвященный Победе, тем более что идея победы над фашизмом не оспаривается ни в одной стране! Неправильно это было сделано, если мягко сказать.

Беседовала