Нани Брегвадзе поставила себя в ужасно неловкое положение. Она мечется, будто 18-летняя девушка перед первым концертом. А ведь речь идет всего-навсего о небольшом выступлении в Доме культуры при Техническом университете имени Баумана в Москве.
Сегодня Брегвадзе постеснялась признаться журналисту РИА Новости, что боится скандала. "Я не хочу ничего комментировать и вообще говорить с корреспондентами на эту тему. Поймите меня правильно, я устала от этой истории. Неужели произошло что-то ужасное?" - только и сказала она, не ответив даже на вопрос о том, состоится ли концерт.
Ужасное заключается в том, что решение отказаться от выступления певицу вынудили принять, и она сама об этом ясно заявила. "Я должна спросить в министерстве, есть ли у меня на это право и не делаю ли я этим чего-то плохого, я сегодня же выясню этот вопрос", - сказала она грузинским репортерам. И в тот же день отказалась петь в московском вузе.
Это значит, что в самой народной артистке СССР и Грузии сломался стержень, до сих пор позволявший ей оставаться выше чинуш с проспекта Руставели.
Возможно, проблема в том, что Нани не поддержали близкие люди. Ее дочь Эка Мамаладзе еще до комментария певицы заявила журналистам, что афиши о сольном концерте "Голос сердца" в "бауманке" - жульнический трюк. "Никакой концерт Нани Брегвадзе в Москве не запланирован. Как видно, кто-то зло использует имя певицы", - сказала она.
Через час мама уже опровергала слова дочери: "Данная информация верная. Посчитала, что не должна отказывать. Там ведь студенты и профессора, мне сказали, что этот концерт никакого политического значения не имеет".
А еще через некоторое время, вернувшись из министерства культуры, Брегвадзе заявила грузинскому агентству GHN: "Это, вероятно, моя вина, и я должна была оповестить их, что отказываюсь от участия в концерте. Я должна быть вместе с моим народом".
Афиши в университете имени Баумана висят и сегодня, сообщил GeorgiaTimes директор Дворца культуры при вузе Владимир Баклаженко. По его словам, грузинские СМИ переврали только информацию о стоимости билетов. Попасть на концерт 24 декабря можно было бы за 500 рублей на балкон, за 700 в амфитеатр и за 1000 - в партер. Билетов по 5 тысяч рублей университетский клуб никогда не продавал.
Состоится ли выступление, Баклаженко уточнить не смог, посоветовав обращаться к директору певицы Илье Маградзе. Однако тот сегодня отключил телефон. Должно быть, он не хочет подливать масла в огонь и пытается уладить ситуацию. Не зря же сама Брегвадзе не решилась сообщить российским СМИ об отказе.
А вот грузинскому агентству "Медианьюс" она объяснила: "Я не давала своего согласия. Я сказала, что подумаю, и когда я подумала, я решила, что не даю концертов... Если они хотят провести концерт, то этого не хочу я... Сейчас я разыскиваю своего директора, чтобы сказать ему, чтобы эти афиши были сняты и что это неверная информация".
Сразу после войны, в августе 2008 года, Брегвадзе тоже отменила концерт в России и передумала отмечать юбилей в Академической капелле Петербурга. Маградзе тогда списал это на возраст и здоровье певицы. "Нани себя плохо чувствует, политика тут ни при чем!.. Я не могу, к сожалению, сказать вам, что именно у Нани болит, но она себя, действительно, плохо чувствует. Все-таки за 70 лет уже певице", - оправдывался он перед российскими СМИ.
Но в 2008 году это решение было принято самой Нани, а не каким-нибудь безвестным Николой Руруа, взгромоздившимся в министерское кресло. Кроме того, отменен был только юбилейный концерт, а небольшие выступления через некоторое время возобновились. Год назад Нани Брегвадзе даже отважилась принять участие в праздновании 80-летия уроженца Грузии Евгения Примакова.
За то, что она пела перед Владимиром Путиным и прочими высокопоставленными чиновниками, приглашенными на юбилей бывшего премьера, в грузинской прессе против нее развернулась травля похлеще, чем во времена Пастернака и Даниэля.
"Грузины допустили большую ошибку. Они должны были стать перед Путиным на колени и спеть "Мравалжамиер" ("Многие лета"). Нельзя, чтобы в твой дом ворвался сосед, изнасиловал членов твоей семьи, прилег на твою кровать, а ты бы ему еще спел. Мне это непонятно", - комментировал тогда политолог Александр Рондели.
Вместе с Нани Брегвадзе в список "врагов народа" попали Тамара Гвердцители, Сосо Павлиашвили, Паата Бурчуладзе. Столпы проамериканской идеологии - такие, как директор "Института свободы" Леван Рамишвили, - обозвали лучшие грузинские голоса "агентами", "предателями" и "посредственностями".
Можно понять, как тяжело было Нани Брегвадзе перенести тот скандал. Ей перемывали косточки все, начиная интернет-пользователями и заканчивая тележурналистами. Однако после этого она все же неоднократно выступала в России, где живет большая часть ее поклонников. В Грузии всего-то два с половиной миллиона людей, в то время как в одной только российской столице - десять миллионов.
В конце ноября Нани Брегвадзе вместе с Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Валерием Леонтьевым чествовала олимпийских чемпионов России. Если учесть, что официальный Тбилиси пытается противодействовать Олимпиаде-2014 года в Сочи, участие Брегвадзе в том концерте следует расценивать как Поступок - именно с большой буквы.
А в самом начале декабря певица, как сообщали журналы "Сплетник" и "Vogue", пела на вечеринке, устроенной Стеллой Аминовой по случаю презентации новой коллекции ювелирного дома Leviev. "Мини-концерт народной артистки СССР и Грузии превратился в настоящий перфоманс: каждую из своих песен она предваряла какой-то историей, байкой. Одним из самых трогательных моментов вечера стало исполнение Нани Георгиевной романса, который она посвятила Белле Ахмадулиной", - писали светские издания.
В ближайшем будущем Брегвадзе обещала приехать в Тулу. Но состоится ли это выступление в российской глубинке, или народная артистка пойдет испрашивать разрешения у грузинских властей? Неужели она, как Буба Кикабидзе, с которым они когда-то вместе начинали карьеру в легендарном советском ансамбле "Ореро", станет ездить исключительно по окраинам бывшего СССР, не решаясь заглянуть в Россию?