После внесения соответствующих изменений в городское законодательство в конкурсе на размещение информации рекламного характера имеют право принимать участие любые частные компании. Победитель тендера обязан выплатить в бюджет города 15% полученной от размещения рекламы прибыли.
Что же получается? Все годы, пока грузинские руководители декларировали создание в экономике страны невероятно комфортных условий для ведения бизнеса, один из наиболее динамичных и привлекательных для инвестиций рынков - рекламы - оставался под диктатом властей? Но и так сказать, вроде нельзя. В столице Сакартвело действуют несколько компаний, хотя несомненным лидером отрасли является один оператор наружных носителей - Outdoor.ge.
Эти логические нестыковки корреспондент Georgia Times попросил разрешить тбилисского эксперта по экономическим вопросам Гиоргия Хухашвили.
"Формально, так и есть - наружная реклама в Тбилиси находится в руках частного бизнеса. Права на ее размещение переданы двум-трем крупным игрокам этого рынка. Сейчас, разве что, могут быть подвижки в плане упорядочения процедуры распределения тендеров на размещение. До сих пор тендеры размещались закулисно, а если конкурсы станут более прозрачными, это можно только приветствовать. Из-за того, что процедуры проводились несколько странным образом, из-за их непрозрачности, формировались монополии, - отметил грузинский экономист.
Собственно, наличие нескольких крупных игроков на рынке наружной рекламы, который в Сакартвело не столь велик, вроде бы должно свидетельствовать о наличии здоровой конкурентной среды. Тогда о какой непрозрачности говорит эксперт? И о каких монополиях? Ведь такие перекосы в рыночных механизмах возможны лишь при условии бюрократического вмешательства в бизнес. На эти вопросы корреспондента Georgia Times Гиоргий Хухашвили дал следующий ответ:
"У нас есть две-три компании, это, прежде всего, Outdoor. Структура этой компании тоже довольно неясная. За ней, насколько я понимаю, стоят люди из компании Magi Style, один из учредителей которой сейчас возглавляет регулирующий орган рекламного рынка - Национальную коммуникационную комиссию Грузии. А другой - возглавляет "Рустави 2". Это два таких "успешных" чиновника от бизнеса. Им, видимо, принадлежит Outdoor, и ее доминирующее положение на рынке объясняется именно постами ее владельцев во власти и их связями. Собственно, поскольку рынок, уже поделен, то новые изменения в городской закон о наружной рекламе в Тбилиси, видимо, были нужны, чтобы легализовать существующее положение вещей. Или, может быть, кто-то из них планирует завести еще одну компанию. Время покажет, зачем это было нужно", - резюмировал эксперт из Тбилиси.
Если исходить из слов грузинского экономиста, то получатся, что "две-три компании" играют роль свадебных генералов при одном реальном монополисте, имеющим прочные связи в высших эшелонах грузинской власти. Их, судя по всему, подкармливают по принципу "На тебе, Боже, что нам не гоже". Под таким углом зрения становится понятным странное желание тбилисского Сакребуло добавить еще немного либерализма в "свободное" и " ориентированное на бизнес" местное законодательство.
Поскольку в коррупционные схемы на рынке наружной рекламы вовлечены высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры крупнейшей телекомпании, очевидно, что только "наружкой" они ограничиваться бы не стали, и эта ситуация является лишь частным случаем рекламного рынка в целом.
В том, что теневые механизмы имеют повсеместное применение в рекламном рынке страны и в них вовлечены многие влиятельные функционеры нынешнего режима уверен и экономист Сосо Цискаришвили:
"Рекламный рынок страны контролирует "Единое национальное движение" Грузии. В последние годы этот вид бизнеса ассоциировался с одним из фаворитов президента Грузии Георгием Арвеладзе, руководителем телекомпании "Имеди". Реклама - это его очень доходное "хобби". Это очень жирный кусок, и власть его на произвол рыночной экономики никогда не отдаст. Его контролировала и контролирует элитная коррупция", - заключил грузинский эксперт.