Мужчина и женщина

Отольются Зугдиди крокодиловы слезы

10865.jpegНеудачей окончилась идея разведения крокодилов в Зугдидском районе Грузии. В селе Цаиши, где два года назад из аргентинских яиц вылупились четыре каймана, осталось в живых только три особи. Они до сих пор не могут привыкнуть к прохладному климату Сванетии и не хотят размножаться. Другая крокодиловая германо-грузинская ферма "Жакар", куда в прошлом году якобы завели 50 пресмыкающихся, и вовсе исчезла. Зато лягушачий бизнес, по сводкам Минсельхоза, процветает, хотя Армения от него отказалась за нерентабельностью.

Грузинские СМИ скорбят по крокодилу. Смерть каймана на ферме "Фазис Плант" похоронила надежды на сулящий неслыханные прибыли бизнес. Ведь содержание одного пресмыкающегося стоит менее 10 лари в месяц, а продукция этой отрасли оценивается в тысячи лари. Крокодилы растут до трех лет. К этому моменту они набирают 12-18 килограммов мяса. Его можно продать по 60 евро за килограмм, шкуры - от 500 евро на черном рынке до 5000 евро при лицензионных поставках.

Но золотая жила компании "Фазис Плант" не оправдала себя. Ранее представитель фирмы Ираклий Чоколая заверял, что термальные воды, которые бьют из-под земли в Цаиши, понравятся зубастым питомцам. Но те не оценили бальнеологический курорт в предгорной местности, где средняя температура летом не превышает 21 градуса. Да и вода с сероводородом, которая у людей лечит ревматизм и гинекологические заболевания, привела их в угнетенное состояние. Один кайман умер, а трое других все никак не могут акклиматизироваться и даже не думают размножаться.

Еще несколько месяцев назад Чоколая утверждал, что страна имеет 99-процентный потенциал для создания крокодиловых ферм. Такие предприятия существуют в Африке, Австралии, Таиланде, США, Индонезии, а также в Папуа Новой Гвинее. Но там легко создать условия, приближенные к естественным. В Грузии же - да еще в Самегрело, а не в субтропической Аджарии, - для крокодилов нужно строить огромные фермы с круглогодичным подогревом. Тем более что для выхода на прибыльные показатели в одном таком "стаде" должно жить не менее 500 особей, а уж никак не четыре.

Гораздо больше шансов на успех было у другой фирмы - совместного грузино-германского предприятия "Жакар". В марте прошлого года сообщалось, что на ферму этой компании под Зугдиди завезены 50 крокодилов. В дело вложено 12 тысяч евро. Строились амбициозные планы по экспорту мяса и кожи в Западную Европу.

Заведующий террариумом Тбилисского зоопарка Гурам Циклаури уже тогда предсказал, что экзотический бизнес потерпит неудачу. По его словам, хладнокровным пресмыкающимся нужны "обширные помещения и бассейны с искусственным подогревающим оборудованием". И 12 миллионов евро на их постройку явно не хватит.

А без тепла крокодилы льют горькие слезы и погибают. Так уже было в тбилисском террариуме, когда страну парализовал энергетический кризис.

Видимо Циклаури оказался прав. И в этом году никто в Самегрело и Минсельхозе Грузии не может даже вспомнить, что это за предприятие такое "Жакар" и куда делись его крокодилы.

Руководитель грузино-германского центра в Зугдиди Нана Мегрелишвили заявила GeorgiaTimes, что впервые слышит о совместной крокодиловой компании. А представитель администрации Самегрело Малхаз Цукитаниа, на вопрос о крокодилах и вовсе расхохотался: "Да, у нас баальшие крокодилы, все кушают!". Но когда убедился, что наш вопрос - вовсе не шутка, то подтвердил: в Цаиши действительно пытались разводить крокодилов, но ничего не вышло. А о пятидесяти тварях и фирме "Жакар" никакой информации в аппарате губернатора нет.

Точно так же не в курсе судьбы крокодилов пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Грузии Георгий Чадунели. А ведь его начальник - министр Бакур Квезерели - недавно рапортовал об увеличении экспорта крокодилов и лягушек. Правда, о крупных хищниках он сказал вскользь, сконцентрировавшись на ножках квакушек.

По его данным, с 2009 года по июль 2010 года страна продала в Европу более 60 кг лягушачьих лапок и еще 250 тысяч живых земноводных общим весом четыре тонны. На этом Грузия заработала 14 с половиной тысяч долларов. Благо в аджарских условиях за лягушками ухаживать достаточно просто.

Впрочем, у этого бизнеса особых перспектив тоже нет. В этом году Армения, увлекавшаяся подобным экзотическим экспортом, отказалась от выращивания французского лакомства. Бизнес не оправдал себя, заявил представитель армянского Минсельхоза Александр Алексанян. Причем Армении, в отличие от Грузии, удалось за год продать за рубеж гораздо больше лягушек: 600 килограммов в Италию и пять тонн - во Францию. Но, видимо, овчинка выделки не стоила.

Увлечение сельскохозяйственной экзотикой в Грузии, наверное, тоже пройдет. Удивляет одно: почему же грузинские фермеры, прежде чем завести тропических животных, не советуются с учеными. Есть в стране и сельхозакадемия, и аграрный университет. Зачем открывать Америку, тратить впустую деньги и время, чтобы потом оказаться у разбитого корыта, да еще и морить холодом бедных аргентинских крокодилов? Должно быть, расточительность происходит оттого, что деньги тратятся не свои, а зарубежных партнеров да доноров.