Сколько веревочке ни виться, а конец всегда найдется. Страховая компания "ИРАО", которая, по некоторым данным, принадлежит брату действующего президента Грузии Михаила Саакашвили, оштрафована на полмиллиона лари. Почему Национальный банк, который с недавних пор занимается страховиками, принял столь жесткое решение - пока неясно. Но эксперты уверены: причиной всему стали внезапно испортившиеся отношения между членами "фамильно-феодального" клана грузинского лидера.
В прошлом году Международная страховая компания "ИРАО" стала лидером по объему суммарной премии (пятьдесят шесть миллионов лари), отхватив 16 процентов от всего страхового рынка. Стать передовиком ей помогли социальные программы по медицинскому страхованию, субсидируемые из государственного бюджета.
Например, компания застраховала 584 грузинских граждан по программе "Доступное страхование". Клиентам предлагались полисы по цене в пять лари, из которых чуть более трех лари платило государство. В результате жители столицы и других регионов Грузии получали минимальный пакет страховки. Она покрывала первичное здравоохранение, неотложное стационарное обслуживание и медицинскую помощь при несчастном случае.
С ноября нынешнего года страховщики начали предлагать новый продукт - страхование транспортных средств по тарифу пять процентов в год от стоимости автомобиля.
Параллельно "ИРАО" время от времени проявляла завидную активность и в других направлениях, помимо страхования. В начале сентября представители компании объявили о начале строительства больницы в Зестафони, которое планируется завершить к 2011 году.
Передовое положение "ИРАО" на страховом рынке сама компания, возглавляемая одним из членов клана Саакашвили, считала справедливо заслуженным, объясняя свои успехи грамотным планированием и командной работой. Безусловно, Михаил Николозович очень любит и хорошо умеет работать в команде: с каждого по лари, себе - особнячок.
Демонстративно гордясь своим профессионализмом, "ИРАО" при этом совершенно лишена стабильности. К лидерству она пришла в результате резкого скачка, произошедшего в прошлом году. До этого пальму первенства удерживал другой страховщик, "Алдаги BCI". И теперь положение нового лидера в корне изменил точно такой же резкий скачок. Причем в каком-то смысле беспрецедентный: столь огромный штраф - первый на грузинском страховом рынке с тех пор, как Национальный банк страны взял компании под свою "опеку".
Возможно, никакой подоплеки в этом деле и не существует. Нацбанк позиционируется как независимый институт, который не поддается давлению со стороны властных структур. Своей точкой зрения на ситуацию в интервью корреспонденту корреспонденту GeorgiaTimes поделился эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин. По его мнению, внутри клана Саакашвили испортились отношения, произошло явное охлаждение, которое и довело "ИРАО" до жестких санкций.
"Я думаю, что здесь дело в разборках внутри элиты. Давать точную версию затруднительно с учетом недостатка информации. Но то, что грузинский бизнес после прихода к власти Михаила Саакашвили был поделен между номенклатурными группами влияния - это точно. Поэтому если у какой-то крупной бизнес-структуры возникают проблемы с действующей властью, то причину необходимо искать внутри взаимоотношений элит. Предполагаю, что либо у Саакашвили отношения с родственником стали напряженные, либо часть политической элиты играет против него, но не напрямую, а опосредованно, через родственников", - пояснил эксперт.
И вот теперь весь вопрос в том, кто именно из "феодально-фамильного" строя грузинского президента мог пасть настолько низко, чтобы предать линию властвующей партии? Гока Габашвили - ныне депутат парламента? Валерий Григалашвили, занимающий пост заместителя главы следственного департамента Главной прокуратуры? Или, может быть, Бачо Ахалая, который в последнее время неуклонно теряет доверие властвующих структур, решил таким образом совершить свою "маленькую месть"?
Предположения можно строить бесконечно, и только в одном можно быть совершенно уверенным. Таким примитивным, но весьма действенным способом Михаил Николозович продемонстрировал: пока он остается сидеть в президентском кресле, ни единый человек ему не указ. Даже если этот человек - некогда любимый родственник.