Мужчина и женщина

Над Супсой витает призрак Поти

10600.jpegСтроительство грузинского порта Супса находится на грани срыва. Местные бизнесмены, которые уже начали трудиться в поте лица, вдруг забуксовали. Из стремительного, подающего надежды проекта, программа приняла очертания вялотекущей и сомнительной стройки. Даже отремонтированный нефтепровод Баку-Супса, модернизацию которого провели в июне, не может привлечь новых инвесторов в регион. Во всем винят глобальный экономический кризис и сокращенный торговый оборот. В действительности же многие начинают задумываться: не окажется ли порт Грузии очередным воздушным замком.

Все идет к тому, что порт Супса может постигнуть участь Поти - там арабский холдинг RAK Investment Authority (RAKIA) уже собрал свои пожитки и, что называется, готовится на выход. Вот только продать бы свою стопроцентную долю участия, тогда с легкой совестью можно возвращаться в Дубай. И если уж иностранные инвесторы с тугим кошельком признали фиаско в борьбе с грузинской экономикой, то что говорить о местных воротилах бизнеса? Возможностей и средств осуществить крупномасштабные проекты у них и того меньше.

Зато реализация миллиардной рисковой схемы началась с танцами и бубнами. Проект окрестили событием континентального значения - в реке Супса глубина достигает восемнадцати метров, а в некоторых местах - и двадцати. По мнению воодушевленных инициаторов строительства, эти параметры дадут возможность принимать в порту Супса все судна, которые пропустит пролив Босфора. Ведь до сих пор для ряда стран судна привозили грузы в Мальту, Италию или Грецию. Но учитывая печальный опыт Поти, особенно, когда там стали регулярно задерживать судна с наркотиками, власти решили сконцентрироваться на другом месте. И задействовать там местных инвесторов.

Так к делу привлекли тбилисскую компанию "Блэк Си Продакт", которая вложила на первом этапе 700 миллионов долларов и стала владельцем будущего судоходного рая. Планировалось, что к 2012 году проект будет завершен, местных жителей трудоустроят, и порт с ежегодным оборотом в 40 миллионов тонн начнет приносить барыши. И станет ежедневно принимать вереницу танкеров с нефтью и сжиженным газом.

"Нашими партнерами являются индийская и еврейская группы. До начала строительства порта, конечно же, в дело были включены как грузинские, так и иностранные экспертные группы, они провели исследование-мониторинг, рассчитали все, и полученные результаты дают основание заявить, что порт сложится. Где-то к 2015 году вложенная сумма в действительности составит 1 миллиард долларов", - рассказывал в интервью интернет-порталу "Бизнес Грузия" директор компании Шалва Цакадзе.

Но не тут-то было. Чтобы добиться этого самого миллиарда, необходимо создать конкурентоспособную среду. Но батумский и потийский порты конкурента в Супсе не видят. И это естественно - финансовая яма, в которую впоследствии угодит господин Цакадзе и его компания, уже известна во всех красках и подробностях.

"В Грузии, как и в основных авторитарных и тоталитарных государствах, довольно разное понимание терминологии бизнеса. Start-up-business облегчен до невозможности - вплоть до того, что медицинский бизнес может открыть человек, от которого даже не требуют копию диплома врача. Если кто-то захотел кого-то лечить, он просто должен обратиться в финансовые органы. Этим я пытаюсь объяснить, почему так многое в Грузии начинается, и так немногое продолжается. Видимо, эта компания тоже подошла к черте, когда ею больше интересуется налоговая полиция, чем перспективные потребители ее продукта. И если в стране есть постоянное желание накопить средства в обход государственного бюджета - ни одна уважающая себя компания не решится на такие солидные инвестиции", рассказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по экономическим вопросам Сосо Цискаришвили.

Вот и получается, что для успешного начала, продолжения и завершения какой-либо деятельности любая компания в Грузии должна заручиться поддержкой властей. В противном случае, если для грузинского руководства получение личной прибыли перевесит значимость проекта для страны, то она обречена на бесперспективность. И слухи о замораживании строительства порта не что иное, как проявление волнения со стороны высших эшелонов власти.

"То, что вызывает некоторые волнения в органах власти - это та дата, которую вы упоминаете. В 2015 году, возможно, они не так уверенно себя будут чувствовать. И если такое ощущение у нынешнего руководства страны возникнет, то все крупные проекты будут свернуты как можно быстрее. Потому что незнакомый широкой общественности директор не может доставать такие суммы самостоятельно, без усилия властей. И реальные владельцы этих средств должны быть уверены, что дождутся на своих креслах до того периода, когда эта прибыль станет реальной", - резюмирует собеседник.

В противном случае, вскоре мы сможем наблюдать, как рушится еще один воздушный замок грузинской экономики под названием "Супса".