Мужчина и женщина

Сход-развал противников Саакашвили

9846.jpegВчера в офисе партии "Свободные демократы" восемь оппозиционных лидеров и их сторонники обсуждали вопрос о включении международных организаций в переговоры между властью и оппозицией по поводу улучшения избирательной среды. Луис Наварро из NDI, Андреас Скерпс из IRI и руководитель Международного фонда избирательных систем Мермин Нисич такое приглашение приняли. Но не все противники сегодняшней власти в Грузии считают, что изменение законодательства спасет страну от диктатуры Михаила Саакашвили и сможет изменить баланс сил.

Среди тех оппозиционных партий, которые планируют провести консультации с властью на тему изменения избирательной среды, "Новые правые", "Христианско-демократическое движение", "Свободные демократы", "Национальный форум", "Путь Грузии", "Партия народа", Консервативная и Республиканская партии. Так, Давид Бакрадзе уже встретился с Ираклием Аласания и Леваном Вепхвадзе. При этом Аласания отметил, что задача международных наблюдателей - повысить прозрачность выборов.

Пока такой формат диалога предполагает, что представители NDI, IRI и Международного фонда избирательных систем будут ограничены ролью смотрителей. Тогда не совсем понятно, каким образом они помогут Грузии в том, чтобы слово "демократия" перестало быть исключительно любимым оборотом речи действующего президента и трансформировалось наконец в политическую практику.

Неужели грядет консолидация оппозиционных сил, которые смогут продавить позицию действующей власти и провести рокировку мест в парламенте на предстоящих выборах? Политолог и президент Грузинской Дипломатической Академии полагает, что отсутствие на переговорах второго "крыла" оппозиции говорит о новом разделе между политическими противниками Михаила Саакашвили.

"Сейчас появляются контуры другой консолидации, нового альянса - тех партий, которые идут на переговоры. Но, с другой стороны, есть и те фракции, что не идут на переговоры - прежде всего лейбористы. И партия мадам Бурджанадзе не желает идти на переговоры. Они не верят, что с этой властью можно чего-то добиться добрыми намерениями или с помощью диалога. У них свое политическое видение. Тут, видимо, они не сошлись в вопросах стратегии и тактики, которые сейчас у обеих группировок разные. Но прорыва я не ожидаю даже от диалога с властными структурами. Возможно, правящая партия и руководство республики пойдут на какие-то уступки, чтобы доказать, что с "Национальным движением" можно иметь дело, что нормальный человеческий язык им не чужд. И на следующих парламентских выборах, возможно, мы получим не только одну оппозиционную партию, как сейчас "Социал-демократы", а три, может быть, четыре. Но, конечно, "контрольный пакет" останется в руках сегодняшней правящей партии. Ведь если действительно существуют факты, когда некоторые избиратели продают свои голоса за 20 или за 100 тысяч лари - это беда", - говорит Цинцадзе.

Действительно, чтобы "умаслить" более радикально настроенную оппозицию, Михаил Саакашвили вынужден будет искать компромисс. Но как бы правящие структуры ни убеждали электорат в том, что проблема кроется в избирательном законодательстве, истинный камень преткновения - политическая культура самого электората. И на сегодняшний день, по мнению экспертов, она лишь с большой натяжкой может соответствовать тем задачам, которые стоят перед кавказской республикой и грузинским обществом. Возможно, именно по этой причине лейбористы манкируют собранием остальных оппозиционеров?

За разъяснениями корреспондент GeorgiaTimes обратился непосредственно к идеологическому секретарю "Лейбористской партии" Кахе Дзагания. По его словам, существующее законодательство вполне способно обеспечить свободу на парламентских и президентских выборах, а виной всему - диктатура, установленная в стране президентом и его присными.

"Это предложение, якобы изменения избирательной среды - это фарс и пустая трата времени. Может быть, какие-то пункты в законодательстве будут изменены, но это не даст результата, потому что все равно правящая партия будет подкупать избирателей, контролировать масс-медиа и Центральную избирательную комиссию, суд. Вот этого не изменить. В нынешнем законодательстве черным по белому написано, что нельзя нарушать избирательное право. Но когда оно нарушается, мы не можем разоблачить их, потому что ЦИК состоит из большого количества сторонников нынешней власти. Например, политические вопросы, которые сегодня рассматриваются в наших судах, решаются так, как скажет Михаил Саакашвили", - рассказал Дзагания в интервью нашему изданию.

По словам нашего собеседника, Лейбористская партия, несмотря на уклонение от консолидации с другими оппозиционерами, намерена пойти на парламентские выборы. Но, скорее всего, действующая власть сделает все возможное, чтобы удержать бразды правления в своих руках.

"Начинаются, например, парламентские выборы. И тогда все идет к тому, что правящая партия терроризирует местный бизнес. И если посмотреть все предыдущие выборы, то можно увидеть, что ни один бизнесмен не профинансировал оппозиционную группу или партию. Все бизнес-структуры официально или неофициально поддерживают "Национальное движение". Такая же проблема в СМИ: в некоторых масс-медиа, электронных или газетной периодике, есть какие-то белые точки, а все телевидение, в основном, контролирует правящая партия Саакашвили", - резюмирует Каха Дзагания.

Принесет ли какую-то пользу Грузии присутствие международных наблюдателей - покажет время. Но даже эти мелкие шажки разрозненных групп по объединению против диктатуры правления наталкивают на мысль: возможно, в скором времени президентское кресло начнет жечь Мишико вполне определенное место.