Грузинское Министерство образования наводит порядок на рынке школьных учебников. Теперь государство будет отсеивать нестандартные пособия и проводить госзакупки книг, прошедших экспертизу, или "грифирование". С одной стороны, нововведение должно решить проблему обеспечения детей учебниками, а заодно защитить авторские права. С другой стороны, оппозиция подозревает, что за предложением министра Дмитрия Шашкина кроется какой-то подвох. Слишком часто его инициативы дают побочный эффект. Вот и теперь следует опасаться цензуры и монополизации рынка учебников.
Министр образования скрепя сердце пошел на противоречащий либеральному курсу Грузии шаг - интервенцию на рынке школьных учебников.
Суть этого нововведения сводится к тому, что государство будет сертифицировать ("грифировать") пособия, которые отвечают образовательным стандартам. Только такие учебники будет разрешено использовать в школах. Авторские права на них автоматически поделятся между составителем и правительством. Издатели будут обязаны платить правообладателям положенные 25 процентов прибыли.
Реализация этого плана начнется со следующего года. Первыми сертифицируют учебники для I-VI классов; конкурс на них уже объявлен. В 2012 году изменения коснутся средних и старших классов. Через каждые пять лет Министерство образования и науки будет заново проверять учебники на соответствие общеобразовательной программе. Для книг по гуманитарным предметам вводится норма в 60 процентов от стандартного материала, для естествоведческих - 80 процентов.
Сейчас, по словам Дмитрия Шашкина, выпуск учебников стал супердоходным бизнесом. Оборот рынка составляет 60 миллионов лари. При этом издатели умело организуют дефицит и извлекают из него прибыли в 300, а то и 800 процентов!
В результате часть ребят из семей с низкими доходами лишена учебных материалов. Неделю назад республиканка Софья Хоргуани сообщила, что полтора месяца с начала занятий школьники из социально незащищенных семей не могут получить учебники. Причем Минобразования деньги в школы перечислило. Но закупить нужное количество книг они оказались не в состоянии.
Министр накануне пообещал общественности, что с помощью государственных интервенций проблемы с обеспечением учебниками будут решены в течение двух лет. "Все ученики в Тбилиси и Гурджаани будут учиться по книгам одинакового содержания", - добавил Дмитрий Шашкин.
Софья Хоргуани и рада бы поверить этим обещаниям. По ее словам, проблема с учебниками в школах "стоит очень серьезно". В этом году муниципалитет Тбилиси опустил планку доходов при выявлении социально незащищенных семей. Но даже те 4 тысячи детей в столице, которые после этого все-таки попали под программу бесплатного обеспечения учебниками, до сегодняшнего дня их так и не получили.
Поэтому, несмотря на либеральный курс Республиканской партии, идея вмешательства государства в рыночные отношения издателей Софье Хоргуани нравится.
- Есть некоторые сферы, такие как образование и здравоохранение, где регуляция необходима. Да и для издательства лучше, когда оно получает большой государственный заказ на определенное количество учебников. Возможно, это решит проблемы детей, которые нуждаются в таких книгах, - заявила эксперт Республиканской партии в интервью GeorgiaTimes. Но то, как правительство Грузии реализует благие начинания, заставляет Хоргуани переживать по поводу нововведения Шашкина. "Я не уверена, что это все пройдет так, как должно быть. Если это не будет способствовать монополизации, то есть не появятся большие крупные издательства, то почему нет. Но у нас многие хорошие идеи воплощают плохие администраторы", - пояснила она.
Тут Хоргуани, безусловно, права. Взять, к примеру, вопрос о введении мандатур, то есть полицейских надзирателей в школах. С одной стороны, они навели порядок, с другой - исполняют роль шпионов. Как рассказал GeorgiaTimes представитель "Движения за справедливую Грузию" Петре Мамрадзе, дочь которого посещает 10-й класс, он очень доволен, что теперь можно не опасаться за жизнь ребенка в учебном заведении.
- Родители приветствуют присутствие полицейских. Но это одна сторона медали. А другая сторона - это то, что спецслужбы будут теперь следить за учреждениями образования. Будут знать, кто что говорит, кто какого мнения о режиме. И конечно же их задача - обеспечить стопроцентный контроль над голосами педагогов Грузии на выборах. С одной стороны, я сам рад, что в школе, где учится моя доченька, появились такие люди. Ребята там теперь по струнке ходят, улучшилась дисциплина и посещаемость, уже драк нет во дворе. С другой стороны, я знаю точно, зачем это сделано.
Поэтому и в интервенции Петре Мамрадзе подозревает какой-то подвох. Лично он в этом году уже потратил на закупку комплекта учебников для своего чада 150 лари. Для некоторых семей такие траты непосильны, так как превышают месячный доход кормильца. Поэтому централизованное государственное обеспечение учебниками было бы очень кстати. Но какие пособия при этом будут забракованы, не будет ли это использоваться в целях политической цензуры или поддержки угодных власти авторов и издательств - большой вопрос. Такие прецеденты извращенного применения реформ уже были, отметила Софья Хоргуани.
- Лучшей реформой было введение национальных экзаменов, благодаря которым снизилась коррупция при поступлении в высшие учебные заведения. Но экзамены этого года показали, что уровень знаний у выпускников очень низкий. Это происходит потому, что наше правительство, даже если берет для подражания самые хорошие системы в западных странах, делает из этого какие-то компиляции и использует реформы для борьбы с оппонентами. У нас снимают с должности директоров школ по политическим мотивам. А если ты родственник какого-то чиновника или высказываешь особую лояльность правительству, то запросто можешь занять освободившееся место. Это все плохо влияет на течение реформы. Потому что самые лучшие преобразования не дадут результатов, если так их реализовывать. Я думаю, что система образования должна быть вне политики, и никакого значения политические взгляды директоров или учителей иметь не должны.
Пока же правительство Михаила Саакашвили вмешивается в аполитичные сферы жизнедеятельности только в корыстных целях: либо ради давления на неугодных власти людей, либо для создания прибыльных монополий под крылом чиновников. В случае с интервенциями учебников государственное регулирование обязательно поспособствует полному исчезновению школьных пособий, где история отношений с Россией дается более-менее объективно. Хотя Министерство образования уже позаботилось о том, чтобы в школах не использовали "вредоносные" российские, армянские и азербайджанские учебники, по которым дети могут вообразить Грузию дружественной России страной.