Кулевский нефтяной терминал еще на этапе строительства был окутан флером таинственности. А недавно - когда представители Лейбористской партии обвинили президентов Грузии и Азербайджана в присвоении львиной доли прибыли - в "Кулеви" решили нагрянуть ревизоры. Причем иностранные и независимые, в лице компании Moody International. Зачем понадобилась эта проверка, и чем она может закончиться для Михаила Саакашвили?
Кулевский нефтяной терминал азербайджанской компании SOCAR ожидает внешнего контрольного аудита. В качестве независимой организации, которая будет осуществлять проверку, выступит Moody International. В октябре терминал уже подвергся внутренним изысканиям для оценки соответствия всех процессов стандартам ISO. Результаты были признаны удовлетворительными и доказывают, что интегрированная система управления настроена на обеспечение высокой удовлетворенности потребителя и безопасности SOCAR.
Копаться в бухгалтерских учетах и отчетностях черноморского терминала "Кулеви" Moody International начнет в ноябре - пока не было найдено ни одного несоответствия стандартам. Тем не менее, сам факт аудиторской проверки наводит на определенные размышления. Ведь о ней было объявлено буквально сразу же после того, как представители Лейбористской партии заявили, что Михаил Саакашвили на пару с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым рассовывает по собственным карманам большую часть прибыли.
Лейбористы отпускали много нелестных слов в адрес действующего президента Грузии. Но с тем, что даже само строительство Кулевского нефтяного терминала окружал флер таинственности, не согласиться невозможно. Когда началась реализация проекта, его осуществляли грузинская государственная компания "Железная дорога Грузии", ныне проданная с молотка на Нью-Йоркской фондовой бирже иностранным инвесторам, и частная австрийская компания Argomar oil. Через два года компании стали испытывать значительные финансовые трудности, и "стройка века" перешла в руки Бадри Патаркацишвили.
Надо было чувствовать, откуда ветер дует. Создан на паритетных началах консорциум между покойным бизнесменом и австрийской компанией, активизировались другие предприниматели - как грузинские, так и зарубежные. В проект вложили порядка 150 миллионов долларов. Тогда сразу стало понятно: будущий нефтяной терминал сулит неплохую прибыль.
В конце 2006 года Бадри Патаркацишвили продал терминал Азербайджанской государственной нефтяной компании, которая потратила на завершение строительства еще 350 миллионов долларов. При этом ходили слухи, что Министерство экономического развития Грузии во главе с Кахой Бендукидзе искусственно тормозит ввод терминала в строй.
Ну а дальше история известная. Бадри, который по паспорту Аркадий Шалвович, умер в Великобритании при неизвестных обстоятельствах, SOCAR стала развивать сеть автозаправочных станций по всей Грузии. Распил собственности произошел, и элитарная коррупция начала расти как на дрожжах. Поэтому как бы ни обижался Михаил Саакашвили на то, что его страну в сравнении с другими постсоветскими странами считают рассадником нечистых на руку чиновников, Грузия так и осталась на четвертом месте по индексу восприятия коррупции в рейтинге, составленном организацией Transparency International.
При всем прочем, 90 процентов территории терминала были объявлены открытой таможенной зоной, где иностранные товары размещаются без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики. Соответственно, перевалка всех грузов осуществляется под наблюдением и с разрешения таможенных органов, которые подчиняются президенту Грузии и наверняка имеют от всей прибыли свой неплохой процент.
На сегодняшний день план по размещению на грузинской территории азербайджанских автозаправочных станций выполнен на 88 процентов. И, разумеется, компания SOCAR заинтересована в успешном завершении аудита. Для того чтобы перенаправить аудиторский взор с кулуарных игр на техническое оснащение терминала, и позвали Moody International.
Технические специалисты и инженеры компании задействованы во многих отраслях промышленности, в особенности нефтяной, газовой и химической, а также в металлургии и гражданском строительстве. Кроме того, они проводят инспекции при строительстве трубопроводов для крупнейших нефтегазовых компаний, работающих на территории России и СНГ. Конечно, Грузия давным-давно отреклась от Содружества, но даже международные компании обладают определенными паттернами касательно всего, что происходит на постсоветском пространстве.
Всем акционерам SOCAR остается надеяться, что даже сторонняя проверка не выявит серьезных нарушений. Иначе Михаил Саакашвили действительно будет вовлечен в международный скандал. А там и оппозиция подтянется - свергать засидевшегося "царька". И вряд ли он отвертится.