"Я приму решение о своем участии в президентских выборах до конца года. Окончательное решение зависит от того, каким будет мой личный рейтинг и положение оппозиции в целом", - сказал Гамсахурдиа в 2007 году. Тогда он выразил готовность поддержать объединение оппозиционных сил на основании "идеи парламентской республики" и уточнил: если вдруг его рейтинга окажется недостаточно для того, чтобы сесть в президентское кресло, он будет биться за место в парламенте страны.
При этом, получив в 2008 году депутатский мандат, Гамсахурдиа с легкостью от него отказался, потянув за собой вереницу других оппозиционеров. А после нескольких акций протеста, в которых участвовала и партия "Свобода", Константин Звиадович вновь принял решение вернуться в стены парламента - якобы для того, чтобы расследовать обстоятельства смерти своего отца.
Но это все лирика, а интересует другое: почему господин Гамсахурдиа стал говорить о своем возможном участии в президентских выборах так рано? Учитывая, что его рейтинг составляет максимум 4-5 процентов, столь непопулярный кандидат вряд ли сможет противостоять команде Саакашвили, который наверняка попытается занять кресло премьер-министра, назначив президента из числа своих приближенных.
Удивляют и слова Гамсахурдии о том, что он желает своим участием в выборах поддержать новую Конституцию. Непарламентская оппозиция неоднократно выражала недовольство перекраиванием главного документа государства, упрекая Саакашвили в попытках удержать власть любыми средствами. Может ли старший сын первого лидера Грузии стать той самой политической марионеткой, которая сыграет на руку нынешней правящей партии?
Политолог Георгий Хуцишвили в интервью GeorgiaTimes выразил уверенность в том, что Гамсахурдия не способен пойти на "сговор" с действующей властью:
"В одном из интервью сам Саакашвили сказал: главное не то, буду этим человеком именно я или нет, а то, чтобы та же самая команда продолжала оставаться у власти. А Константин Гамсахурдиа членом этой команды не является. И представляю маловероятным, чтобы эти люди пошли на столь большой риск и президентом, который все-таки имеет какую-то власть, связанную с арбитражными полномочиями, назначили Гамсахурдиа. Все-таки он не представляет правительственный фланг. С другой стороны, то, что Константин Гамсахурдиа собирается баллотироваться в президенты, логично. Он - один из политических оппозиционных лидеров, поэтому ясно, что он будет иметь соответствующие амбиции. Но дадут ли ему такую возможность люди из команды Саакашвили - это вопрос".
Кстати говоря, после регулярных визитов европейских представителей в Сакартвело слово "оппозиция" сталь очень часто мелькать в речи не только самих оппозиционеров, но и их оппонентов.
Еще бы! Скорее всего, в 2013 году Михаилу Саакашвили и его сторонникам придется доказывать, что выборы были честными и демократическими. Поэтому сторонний кандидат, особенно один из лидеров оппозиции, послужил бы прекрасным доказательством. "Но даже в этом случае велика вероятность, что кандидатом этим станет кто-то из парламентской оппозиции, ведущий ту же самую линию, что и нынешнее правительство. Возможно, будут новые альянсы в среде оппозиции для усиления позиций кандидата на пост президента, но об этом рано говорить - очень быстро меняется конъюнктура", - считает Хуцишвили.
А вот другой наш собеседник, конфликтолог и член "Республиканской партии" Паата Закареишвили, полагает, что для конкуренции с Саакашвили сгодится кто угодно, не говоря уже о серьезных противниках из стана оппозиции. Но низкий рейтинг вряд ли позволит Гамсахурдиа стать даже "объединенным кандидатом".
"Выборы 2008 года показали: Саакашвили победил в первом туре, но второй кандидат, Леван Гачечеладзе, набрал достаточно много голосов и в случае второго тура имел шансы стать президентом. И этот факт не из числа фантазий. Конкурировать можно, но вряд ли этим конкурентом станет Константин Гамсахурдиа. Есть другие кандидатуры, которые достойно могли бы противостоять претендентам из правящей партии. Объединение же Гамсахурдии с кем-то из оппозиционных лидеров, на мой взгляд, исключено, потому что он совсем непопулярен", - рассказал эксперт в интервью корреспонденту GeorgiaTimes.
Итак, пойдет ли в действительности Константин Гамсахурдиа на выборы, станет известно не ранее 2012 года. А пока подобные заявления можно рассматривать лишь как попытку расшевелить публику и культивировать идею: Саакашвили - не единственный луч света в темном царстве, и пора бы уже рассмотреть иные варианты.