Мужчина и женщина

Абхазия-гвардейская

8772.jpegПавел Лещук, депутат парламента и влиятельный политик Абхазии возглавил «Союз ветеранов абхазской гвардии». Это уже третья по счету организация в республике, представляющая ветеранов грузино-абхазской войны. До этого в стране самоорганизовались «Амцахара» («Родовые огни») и «Аруаа» («Воины»), которые представляют противоположные фланги политического поля - «Амцахара»- один из фундаментов власти, «Аруаа - боевое крыло оппозиции. Ветераны мечтают об объединении, но пока получается только селекция ветеранских организаций.

По многим признакам новое ветеранское движение будет провластным. Во-первых, президент республики Сергей Багапш отправил приветственный адрес создателям движения, во-вторых, лидер организации Павел Лещук воспринимается именно как человек президента.

Впрочем, создателям новой организации нельзя отказать в креативе. У «Союза ветеранов абхазской гвардии» несколько иной имидж, нежели чем у двух «старших братьев». Это движение ветеранов абхазской гвардии военизированного подразделения, созданного до начала войны с Грузией в 1992 году. Основные подвиги, о которых говорили на учредительной конференции ее участники, произошли до 14 августа 1992 года, то есть, до первого дня войны.

Абхазская гвардия была создана на базе полка внутренних войск МВД Абхазии в 1991 году по указанию лидера республики Владислава Ардзинба. До начала войны оставался год, но обстановка в республике была уже взрывоопасной. Советский Союз разваливался, и Абхазии никто не мог оказать поддержку в случае попыток Грузии «навести конституционный порядок». А такой сценарий развития событий был слишком вероятен.

Власть в Грузии находилась в руках криминала и уголовных военизированных формирований типа «Мхедриони». Ни один населенный пункт, в котором побывали бойцы грузинского формирования, не избежал грабежей и насилия.

Абхазская гвардия была призвана защитить население в случае возможного соблазна «мхедрионовцев» пограбить республику. Дважды, в апреле и июле 1992 года, формирования, именовавшиеся «вооруженными силами» Грузии, пытались десантироваться в Абхазии.

После войны о заслугах гвардии быстро забыли. Народными героями стали участники самой войны, и до сих пор нет ни одного памятника гвардейцам, погибшим в ее первые дни.

По замыслу организаторов «Союза ветеранов абхазской гвардии», движение должно заниматься, в основном, решением социальных проблем бывших бойцов. Но в это не все верят. Гиви Агрба, один из самых влиятельных ветеранов войны с Грузией, бывший министр обороны, отказался от поста председателя движения - даже несмотря на то, что ему вручили почетный знак ветерана абхазской гвардии.

Агрба заявил, что он категорически против создания новой организации ветеранов войны. «В этом нет ничего хорошего, потому что нам нужно объединяться, а не разъединяться. Сегодня мы говорим, что это движение будет помогать семьям военных, а завтра оно займется политикой, как это произошло с другими ветеранскими движениями. Поэтому я отказался руководить этим движением», - сказал Гиви Агрба.

Действительно, сегодня ветераны грузино-абхазской войны жестко разделены политическими симпатиями. Часть из них поддерживает власть и участвует в работе мощного движения «Амцахара», членами которого являются и президент Багапш и министр обороны Мераб Кишмария.

В движении «Аруаа» собралась оппозиционно настроенная часть ветеранов, и они играют первую скрипку в среде оппозиционных партий.