II квартала текущего года она составила минус 11,4 миллиардов долларов - это на 5,5 процента превышает показатель аналогичного периода прошлого года и на 1,7 процента больше, чем в I квартале нынешнего года. Если при таком раскладе прямые инвесторы и Михаил Саакашвили все-таки не вздернут Веронику Кобалию на экономической виселице, значит, ей благоволит счастливая звезда.
Занавес постепенно открывается, и мы видим второй акт экономической пьесы, поставленной в Грузии министром экономики и устойчивого развития вместе с подчиненными. Согласно сценарию, совокупные активы Грузии на конец II квартала текущего года были равны 3 миллиардам долларов, из которых 61,7 процента составляли резервные активы: их объем к концу июня 2010 года достиг 1,9 миллиарда долларов.
Почему международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем Министерства финансов и в любой момент могут быть использованы им для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты, до сих пор не направлены на погашение внешних долговых обязательств - загадка.
Хотя подобные резервы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса, похоже, госпоже Кобалия уже пора брать "секретный" ключ и отпирать сейф с государственной заначкой. Потому что на девальвацию национальной валюты ради стимулирования собственного экспорта грузинское правительство пойти не готово, а привлечь дополнительные внешние кредиты уже не представляется возможным - международные финансовые организации "обобраны" Грузией по полной программе.
А между тем, ее совокупные обязательства на конец июня текущего года превысили 14,4 миллиарда долларов. В частности, перед прямыми инвесторами они увеличились на 6,4 процента - до 7,5 миллиарда долларов, а обязательства по портфельным инвестициям составили 870,1 миллиона долларов, из которых 500 миллионов приходится на правительственные евробонды. Эти государственные ценные бумаги, выпущенные в апреле 2008 года и подлежащие погашению в 2013 году, фактически представляют собой еще 500 миллионов долларов, тоже утонувших в бездне грузинской экономики.
Кстати, в 2013 году для республики настанет еще один "день Х": придется возвращать должок странам-кредиторам, в частности, Российской Федерации. А государственный бюджет Грузии, как известно, значительно меньше суммы внешнего долга. И дензнаки брать неоткуда, и надежда на иностранных инвесторов тает прямо на глазах.
Что по этому поводу думает Вера Кобалия? Скорее всего, строит планы, как обаять еврокомиссара в Брюсселе - чтобы тот не глядя подписал договор о едином воздушном пространстве Грузии и Европейского союза. Это гораздо интереснее, чем решать судьбу привлеченных ресурсов грузинского Нацбанка, которые к концу II квартала 2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшились на 1,2 процента - за счет сокращения кредитов Международного валютного фонда - и составили 639,6 миллиона долларов.
При этом займовые обязательства правительственного сектора за этот же период выросли на 31,5 процента, чему в немалой степени способствовали кредиты того же МВФ, которому Грузия опять-таки должна будет вернуть возвращать долги, сделанные правительством.
Тем временем падение курса лари привело к тому, что обслуживание внешнего долга выросло примерно на 17 миллионов долларов, и это явно не способствует оздоровлению государственного бюджета.
Но госпожа Кобалия то ли не в курсе всех данных по своему ведомству, то ли предпочитает их игнорировать, то ли попросту не может понять, что они означают. Сейчас у нее другой интерес - развитие туризма в Аджарии, это та самая "телега", которую милая Вера решила готовить нынешней зимой к курортному сезону будущего года. И слепить из малоперспективной идеи приманку для зарубежных инвесторов.
При этом она с поразительной для министра наивностью удивляется - мол, а чего они бегут-то, эти дяденьки с большими кошельками. И не понимает, почему на чужеземных бизнесменов ее чары, так быстро покорившие президента Грузии, совсем не действуют. Чтобы привлечь капиталы извне, придется все-таки перестраиваться и предлагать дельные условия для существования иностранных компаний, чтобы те остались на территории Сакартвело. Способна ли Вера Кобалия на такие свершения?
Грузинам остается надеяться только на то, что в самое ближайшее время министр финансов Каха Баиндурашвили проведет-таки со своей молодой коллегой экономический ликбез и заодно воспитательную беседу, - чтобы она наконец поняла, в какой глубокой яме оказалась страна. Объяснит, что падение курса лари привело к гиперинфляции, а новых кредитов Грузии не даст даже Африка, когда ознакомится с реальным положением дел. И что пора залезть в резервные активы, а не копить себе на очередную сумочку от Louis Vuitton, иначе выбраться из ямы не получится.