"Очень многим странам, к примеру Сенегалу и Нигерии требуется экспертная помощь в сферах инфраструктуры и энергетики. В связи с этими вопросами они обратились к Грузии. Очень большой спрос на наши высшие учебные заведения. Все это создает основу для того, чтобы отношения Грузии со странами Африки, Азии и Южной Америки носили не только политически характер, а основывалась на очень прочной экономической основе", - сказал грузинский министр иностранных дел.
Однако, что может предложить грузинская сторона своим "младшим" африканским братьям? Возьмем, к примеру, Нигерию. Это государство в Западной Африке со 150-миллионным населением является восьмым в мире и крупнейшим на континенте экспортером нефти. Естественно, что его правительство заинтересовано в реализации крупных энергетических проектов, в которой специалисты из Сакартвело могут оказать неоценимую помощь. Опыта им не занимать, один только ввод в эксплуатацию магистрального трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан дорогого стоит. А ведь еще имеются Южнокавказский трубопровод, введенный в строй в марте 2007 года, и пущенный в 1999 году Баку - Супса...
Наверняка руководство Нигерийской национальной нефтяной компании живо заинтересуется наработками грузинских нефтяников, подумал, наверное, Григол Вашадзе. Но в припадке вполне понятной эйфории, видать, забыл министр глянуть лишний раз на экономическую карту Африки, иначе бы он незамедлительно убедился, что нефть, добываемая в дельте Нигера, не нуждается в грузинских трубопроводах. На мировой рынок она доставляется танкерами. Да и к трубопроводам тем никакого отношения "грузинские нефтяники", коих в природе не существует, тоже не имеют - строили их американцы с французами из альянса Spie Capag/Petrofac. Конечно, у Грузии имеются танкеры, девять штук, но, чтобы влиять на мировые танкерные перевозки, маловато будет.
Вот незадача, подумал бы, наверное, Григол Вашадзе, погляди он вовремя в географический атлас.
Но, может быть, услуги грузинских "спецов" будут востребованы в других областях? И как раз это имел в виду грузинский министр, объявляя о грядущей кооперации с нигерийцами? Да, существует в дельте Нигера одна проблема, в решении которой Грузия наработала большой опыт. В экспорте "черного золота", доходы от которого составляют 90% валютных поступлений в бюджет Нигерии, правительству Абуджи очень мешают "Парни Бакасси" и "Африканские парни Эгбесу". А также МЕНД и Народные добровольческие отряды дельты Нигера. Это - неправительственные вооруженные формирования, регулярные вылазки которых подрывают репутацию Нигерии в мире как надежного поставщика углеводородов. В области борьбы с неправительственными формированиями опыт у грузин, действительно, богатый. Жаль только - неудачный. Вряд ли он будет востребован на побережье Гвинейского залива.
Что же тогда имел в виду господин Вашадзе? Сие ведомо только ему одному.
Единственная сфера, в которой имеется реальный потенциал для развития сотрудничества Грузии и Нигерии, - это металлургия. Специалисты из Сакартвело могли бы помочь в достройке и модернизации сталелитейного комбината в Аджаокуте, который планировался в 1980-е годы как крупнейшее металлобрабатывающее предприятие в Западной Африке. К началу девяностых его строительство было практически закончено, однако, в связи с распадом Советского Союза, завод так и не был сдан. Насколько реальна такая возможность, сказать трудно, никаких переговоров на этот счет никогда не велось и Абуджа никаких инициатив в этом смысле не выдвигала.
Судя по всему, перевод отношений Тбилиси с нигерийцами на "прочную экономическую основу" откладывается на неопределенное время. Но, может, хоть в Сенегале все получится? Вот что написано об этой небольшой западноафриканской стране в "Википедии: "Сенегал считается одной из наименее развитых стран мира. Тем не менее, это одна из наиболее динамично развивающихся стран Тропической Африки. Арахис и фосфориты - главные экспортные товары страны, и экономика чрезвычайно сильно зависит от погодных условий и мировых цен на товары сенегальского экспорта".
Арахис и фосфориты. Что ж, в условиях хронической нехватки удобрений в грузинском сельском хозяйстве, сенегальские фосфаты пришлись бы весьма кстати. Если б Сенегал их производил. Однако отсутствие соответствующих специалистов в африканской стране и эту возможность для сотрудничества превращает в мираж. Но почему тогда не направить туда грузинских спецов? Идея была бы неплоха, обладай Тбилиси необходимыми ресурсами для инвестиций в далекую африканскую страну. Однако Грузия сейчас сама отчаянно нуждается в иностранном капитале, так что и здесь с взаимовыгодным сотрудничеством, видимо, придется подождать. Разве что господин Вашадзе надеется превратить Сакартвело в мирового лидера по производству арахисового масла...
Никто из грузинских политиков не воспринял заявление министра иностранных дел всерьез. По словам известного экономиста Гиоргия Хухашвили, это выступление грузинского МИДа - не более чем дешевый политический пиар.
Зачем же господин Вашадзе, занимая ответственный пост в правительстве страны, делает заявления, которые невозможно рассматривать всерьез? Зачем выставлять себя в глупом положении? Или это такая хитрая тактика высокой тбилисской политики?