Бывшие соратники все сильнее расшатывают трон грузинского президента. Многие из них выступают против действующей власти. Экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, экс-спикер Нино Бурджанадзе, экс-премьер Зураб Ногаидели... А теперь еще грузинские СМИ заговорили о двоюродном брате Саакашвили, представителе ООН в Грузии 35-летнем Ираклии Аласания, который подал заявление об уходе со своего государственного поста.
Власти официально эту информацию не подтвердили. Но, похоже, оправдываются предположения, что Аласания станет главным конкурентом Саакашвили в борьбе за президентское кресло. Некоторые эксперты в беседах с корреспондентом Georgiatimes прямо говорили: «Уход Аласания с госслужбы - это знак. Значит, он против политики Саакашвили».
По словам самого Аласания, он написал заявление об отставке с занимаемого поста еще в четверг и известил о своем решениии уже бывшего главу МИД Грузии Екатерину Ткешелашвили. Как заявил Аласания в телефонном интервью телекомпании «Кавкасия», решение об отставке он принял давно, но все это время выжидал удобного периода, чтобы не нанести урон интересам Грузии. «Предстоял целый ряд важных заседаний и встреч, в том числе министериал НАТО, и тогда мой уход был бы неправильным», - отметил Аласания.
По его словам, он намерен вернуться в Тбилиси в ближайшие дни и тогда более подробно расскажет общественности о мотивах и причинах своего решения. О своих дальнейших планах Аласания ничего пока не сказал.
Однако косвенная информация о намерениях политика в прессу все же просочилась. Один из лидеров «Новых правых» Пикрия Чихрадзе заявила GHN, что партия провела консультации с Аласания о предстоящем сотрудничестве...
Не так давно экс-посол Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили признавался: «Мою позицию относительно миротворческого процесса в Абхазии и Южной Осетии поддерживал Ираклий Аласания. Он не рассматривал внешнюю политику и отношения с Россией через призму руководства Грузии».
А на днях министр иностранных дел Абхазии Сергея Шамба назвал двоюродного брата грузинского президента человеком, "с которым можно говорить". "Это чрезвычайно конструктивный партнер, мы его очень уважаем и с ним мы всегда находили общий язык. Если бы привезенные Ираклием Аласания предложения были бы выполнены, августовских событий не случилось бы". Действительно, в 2007 году ему удалось сблизить позиции Сухума, Тбилиси, Москвы и Брюсселя (штаб-квартира ООН). Ираклий Аласания провел тогда прямые переговоры с руководством Абхазии. Представил план, предусматривающий для нее широкую автономию в составе Грузии, а также проект договора о неприменении силы в зонах конфликтов под гарантии России. Практически все шло к разрешению конфликта. Но... Правительство Саакашвили не подписало соглашения, переговорный процесс зашел в тупик.
Годом ранее Ираклий Аласания возглавил правительство Абхазии в Грузии, которое было одним из раздражающих факторов для Сухума. Аласания же удалось сгладить острые углы и начать переговорный процесс. И тут он почему-то был переведен на другую должность. Правда, более высокую - постпредом в ООН. Там он тоже заслужил репутацию миротворца и главного переговорщика. Предпримет ли Ираклий Аласания очередную попытку помирить Абхазию и Грузию? Он уже доказал, что для него это чрезвычайно важно.
После августовских событий Аласания прочили в премьеры Грузии. Политики и эксперты были уверены, что он - тот самый человек, который способен вывести страну из тупика. Но его оставили работать в Брюсселе. А кресло главы кабинета перешло к мало кому известному даже в Тбилиси Григолу Мгалоблишвили.
Аласания воздерживается от любых комментариев по внутренней ситуации в Грузии. Да и не был он никогда амбициозным политиком. Однако в ряде интервью выражал несогласие с действиями властей. Отмечая, что они могли предотвратить войну. Несмотря на то, что после августа на международной арене Аласания защищал Грузию, он никогда не позволял себе оголтелых обвинений в адрес России.
В последнее время и грузинские, и российские, и западные СМИ все чаще называют Аласания, наряду с Нино Бурджанадзе, одним из основных претендентов на пост главы страны. А сейчас политологи и вовсе сходятся во мнении, что более сильного противника, чем Ираклий Аласания, у грузинского президента не было на протяжении всей революционной пятилетки.
При этом, как считает один из них - Рамаз Сакварелидзе, с приходом к руководству страной Ираклия Аласания смены прозападного курса в стране не произойдет (как, впрочем, и при любой иной рокировке). В то же время он не будет для западных лидеров управляемым или податливым, как Саакашвили. И Москве тоже не стоит рассчитывать на «карманный формат» Аласания. Но антироссийской риторики, безусловно, убавится. Более того, Сакварелидзе прогнозирует реальные шансы на конструктивный диалог с северным соседом. Впрочем, оговаривается он, это будет независимо от того, кто сменит нынешнего грузинского президента.
Ирина Пташковская