Накануне православного праздника - рождества Пресвятой Богородицы - наши братья во Христе грузины попрекнули российскую патриархию в поддержке сепаратизма. Признанная Россией Южная Осетия приняла от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поздравление с обретением независимости. Ровно 20-лет назад Юго-Осетинская автономная республика объявила о выходе из состава Грузинской ССР.
В обращении говорится о том, что путь государственного становления не был легким. «Особым испытанием, - отмечается в поздравлении, - стали события августа 2008 года, в результате которых погибли и пострадали многие люди».
Сейчас для Кирилла важно, что российско-осетинские отношения развиваются и служат «укреплению стабильности в регионе».
В Грузии обращение российского патриарха приняли за госзаказ и черную неблагодарность. Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия пристыдил Кирилла. Мол, тот гостил в грузинских семьях в Абхазии, а сейчас и не вспоминает о благодушных хозяевах, которые были вынуждены бежать оттуда и живут в местах компактного расселения мигрантов.
Пожалуй, российский патриарх в этой трагедии виноват гораздо меньше, чем его грузинский коллега, который в свое время благословлял военных из Тбилиси на насилие над абхазами. После этого не стоит удивляться тому, что не желают больше жители Абхазии держать исповедь перед грузинскими батюшками. Да и осетины после кровавого августа 2008 года не могут представить себе грузина, который им будет отпускать грехи.
Нельзя же быть истинными православными и поощрять войну с единоверцами? Как и нельзя быть по-настоящему гостеприимным, а потом требовать мзду за ночлег. И что симптоматично, не только Малашхия проявляет такую запоздалую корысть. Анаида Беставашвили, известная грузинская переводчица, недавно выставила счет своим друзьям Евгению Евтушенко и Фазилю Искандеру. Первый провинился тем, что в Абхазии попытался вернуть дачу, второй - что попрекнул грузин в национализме и выступил за независимость своей родины. Оба, как выясняется, должны грузинской интеллигенции по гроб жизни, а территориальную целостность Грузии не уважают. Сколько вина зазря им споили, сколько шашлыков скормили!
Не знаю уж, насколько патриарх Кирилл объел грузинские семьи, которые в результате неумелой политики грузинского руководства потеряли кров. Но в чем действительно Малашхия не прав, так это в обвинениях, будто РПЦ, как и два столетия назад, действует по указке Кремля. Он имел в виду 1811 год, когда грузинская церковь была понижена в ранге до экзархата и подчинена Святейшему Синоду.
В 19-м веке российские священнослужители руководствовались правилами Четвертого Вселенского собора, по которым «церковные границы должны следовать за государственными». Грузия в тот момент не имела никакой автономии в составе Российской Империи. Грузинский царь добровольно отказался от самостоятельности. Так он сохранил целостность своих владений, которые хотели растащить по кускам многочисленные наследники. И так он спас православную веру в Грузии, уже уступавшую давлению мусульманских Персии и Турции.
В 1918 году грузинская автокефалия объявила о своей независимости. Московский патриархат признал ее лишь в 1943 году. Основанием для такого решения Сергий Московский назвал обретение советской республикой «своего государственного управления и точно определенной территории». На самом деле, по такой логике православные автокефалии могли в тот момент появиться едва ли не во всех 15 ССР. Российско-грузинские церковные отношения тогда были под пристальным вниманием Иосифа Сталина-Джугашвили, и, вероятно, вопрос решался под его давлением.
Российская православная церковь сейчас также могла бы действовать «по указке Кремля», как выражается Шота Малашхия: признать автокефалию Абхазской церкви и принять под свое окормление Аланскую епархию Южной Осетии. Но она этого не делает, сохраняя целостность канонических границ Грузинского патриархата. Уже за это представитель комиссии «по восстановлению территориальной целостности» должен был быть благодарен патриарху Кириллу.
Поздравляя осетин с юбилеем провозглашения независимости, Святейший зеркально отражает действия католикоса Илии Второго. Тот сразу после войны 2008 года взял на себя политическую миссию и добивается со всех трибун, в том числе в ООН, возращения Абхазии и Южной Осетии под юрисдикцию грузинского правительства - преступного и критикуемого самим же Илией.