Мужчина и женщина

Саакашвили предохраняется с помощью Дрони.джи

7460.jpegХотят ли грузинские люди возвращения «воров в законе»? В большинстве своем - нет. Поэтому на акции протеста они не выйдут, даже если пенсии и зарплаты обесценятся в два раза в связи с неумолимой инфляцией. Нет, грузины не переопылились с прибалтами и не наглотались успокаивающих препаратов. Просто грузинские власти научились предохраняться от демонстраций, и запустили слух, что реваншисты вне закона собираются спонсировать оппозиционные манифестации.

Изумительные цены на продукты, расслабляющая безработица и неумолимые реформы уже настолько заквасили общественные настроения в Грузии, что страна скоро вспенится новой волной народного бунта.

А что еще делать, когда инфляция на самое необходимое, начиная с хлеба, достигла 30 процентов, а пенсии не спешат повышаться, хотя так и не дотянулись до обещанных пять лет назад 100 долларов? Зарплаты чуть достойнее, но они есть далеко не у всех, потому что только официально признаны безработными 16 процентов работоспособных грузин. К ним нужно добавить еще процентов 30, потому что в официальную безработицу не входят данные по владельцам сельхозучастков. Если есть огород, то ты уже не считаешься нуждающемся в рабочем месте, выживай, как знаешь.

К тому же сейчас государство пошло сразу на несколько социально опасных мер: сертификацию учителей с последующим сокращением признанных профнепригодными, переселение беженцев за пределы столицы и запрет уличной торговли. Столица потихоньку бурлила из-за государственного насилия весь август. Но широкой поддержки у масс эти акции не нашли. Лето, жара, отпуска и вообще - «пусть Тбилиси будет чище, а то эти беженцы и торговцы уже так надоели» и «туда и дорога плохим учителям».

К осени «пофигизма» стало меньше. И даже острожный эксперт Владимир Папава говорит, что массовые акции протеста могут все-таки начаться, если власти повторят эксперименты с народом, применяя полицейскую силу.

Оппозиции будет легко воспользоваться недовольством и получить широкую поддержку населения, если она решится на очередной виток противостояния с властью. Пока громких заявлений, которыми сопровождалась «кампания неповиновения» в 2009 году, мы не слышим. Лишь малоизвестное молодежное движение «Нет» на днях отметилось акцией протеста в защиту политических заключенных. Трое демонстрантов были задержаны за сопротивление полиции. Впрочем, Грузии к этому не привыкать.

Саакашвили, понятно, не хотелось бы вновь лицезреть у себя возле резиденции палаточные городки и оправдываться за перекрытые дороги. Так что правительство заранее озаботилось своей безопасностью. Информационное агентство Дрони.джи запустило в медиа-пространство страны слухи о том, что акции протеста оппозиции собираются спонсировать из-за рубежа «воры в законе». Так что теперь любой участник антипрезидентской компании автоматически становится сторонником преступников.

Дрони.джи не в первый раз выступает в роли политического киллера оппозиционеров. Летом этого года Нино Бурджанадзе, лидер «Демократического движения за единую Грузию», подала на агентство в суд за распространение ложной информации, будто она купила дачу на деньги от российского бизнесмена, приближенного к мэру Москвы Юрию Лужкову.

Теперь это издание сообщает, что «воры в законе», мечтая о реванше, наняли криминальные группы, которые присоединятся к манифестациям и устроят провокации, в том числе и с использованием оружия. К концу сентября на эти цели в Грузию будет перечислено 10-15 миллионов долларов.

Все это - полный абсурд, считает представитель Лейбористской партии Гиоргий Гугава. По его словам, власти не в первый раз пытаются спасти себя, создав «образ врага».

В партии «Новые правые», лидера которой Давида Гамкрелидзе Дрони.джи обвиняет в связях с вором в законе Тэриэлом Ониани, даже не хотят комментировать «такую несерьезную информацию».

Но невозможно себе представить, чтобы влиятельные люди, изгнанные из страны, не мечтали вернуться на родину и возвратить утерянное богатство. Михаил Саакашвили в июне этого года заявил, что к уголовной ответственности за принадлежность к воровскому миру с 2003 года посажены 144 человека, а остальные сбежали. Ранее президент иронизировал, что «законники» остались единственным видом экспорта в Россию. Добавил: они также успешно развивали свой бизнес в Австрии, Испании, Германии, Италии и других странах, вплоть до прошлого года.

В 2009-м на «воров в законе» в Европе начались облавы. Один за другим «коронованные» вожди грузинской эмиграции отправились в тюрьмы. И начали всплывать интересные подробности их участия во внутриполитической жизни Грузии. Эксперт по организованной преступности Юрген Ротт летом этого года рассказал «Голосу Америки» о записанных телефонных переговорах, из которых следует, что «воры в законе». пытались подкупить влиятельных грузинских чиновников.

«Это прямо написано в заключении криминальной полиции Австрии. Воры были основными управляющими прошлогодними демонстрациями в Грузии, - говорит Ротт. - Ясно, что грузинские «воры в законе» были в связи с Россией, часть "черных" денег перемещалась в Грузию через Россию, чем и финансировалась часть грузинской оппозиции».

Надо отдать должное эксперту: он остался объективен и отметил, что «президент Саакашвили и его окружение тоже не так чисты на руку, как это кажется со стороны».

Дело в том, что и самого Михаила Саакашвили и его партию, по сведениям оппозиции, в свое время спонсировали «криминальный авторитет» Тэриэл Ониани, который сейчас отбывает 10-летний срок в России, и Шакро Калашов. А в период президентских выборов на Украине всплыла информация, что правительство Грузии пыталось повлиять на их исход через «вора в законе» Лашу Шушанашвили.

Так что сбрасывать со счетов влияние эмигрантов на события в Грузии не стоит. Да и не все преступники перевелись в Грузии. В июне МВД задержало пятерых наркоторговцев, связанных с «ворами в законе» в Европе и России. Они переправляли десятки килограмм кокаина. Как эти люди умудрялись не попадаться полиции? По версии главы «Зеленых Грузии» Георгия Гачечиладзе, преступный бизнес в стране не был ликвидирован с приходом Саакашвили. Он просто перешел в руки приближенных к президенту людей.

«Рыльце в пушку», как видно, и у оппозиции, и у представителей власти. Но поскольку основная часть СМИ под контролем правительства, то оно в более выгодном положении и может вволю «разоблачать» оппонентов и запугивать народ, чтобы не ходил протестовать. «А то хуже будет». Или хуже уже некуда?