Мужчина и женщина

Доверие грузинских инвесторов тает на глазах

6892.jpegГрузия не только не привлекает новых инвесторов в этом году, но и теряет доверие старых. В стране официально зафиксировано падение инвестиций, в том числе со стороны главных торговых партнеров Тбилиси. В Минэкономики не видят ничего плохого в вывозе уже вложенных средств, объясняя его колебаниями конъюнктуры. Однако это явление вполне логично вписывается в общий экономический контекст, который характеризуется сильным инвестиционным упадком. По мнению многих экспертов, причина его - постоянное муссирование темы войны и вооруженческая политика Саакашвили.

Еще весной этого года грузинский посол в Казахстане Пата Каландадзе торжественно заявил, что у Астаны нет желания отзывать свои инвестиции. И вот сейчас, по иронии судьбы, первое место по выводу вложенных средств занял именно Казахстан, некогда являвшийся одним из крупнейших торговых партнеров Грузии. Казахские бизнесмены, которые ранее финансировали сферу туризма, комплексы отдыха и связь Сакартвело, за первый квартал текущего года вывезли более 14 миллионов долларов. И это на фоне громких заявлений грузинского руководства о том, что количество отдыхающих в Грузии скоро сравняется с численностью населения страны.

На втором месте по выводу инвестиций из Грузии - Вирджинские острова, один из важнейших оффшорных центров мира, на третьем - Китай.

Однако в министерстве экономики, возглавляемом молодой и полной оптимизма барышней, ничего тревожного в утечке капитала не увидели. Глава Агентства по инвестициям Ираклий Маткава напомнил, что в инвестиционном процессе бывает и приток, и отток инвестиций, а нынешняя ситуация, по его мнению, объясняется частными факторами - остановкой инвестором конкретного проекта, продажей бизнеса или проблемами внутри компании. Из каких именно отраслей отозваны инвестиции, в ведомстве не поясняют.

Феликс Станевский, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ считает, что отток ранее вложенных в грузинскую экономику денег симптоматичен и связан с вооруженческой политикой руководства:

- Грузия, которая на протяжении короткого периода времени показала себя как страна, у руля которой находятся драчливые, задиристые руководители (таким был и Гамсахурдия, и Шеварднадзе, таким предстает перед всем белым светом и Саакашвили), вызывать особого доверия со стороны инвесторов не может. У них было и остается беспокойство относительно будущего их финансовых вложений. Когда-то Грузия наладила в целом благоприятный инвестиционный климат с помощью необычных мер - обеспечив существенные налоговые льготы для иностранных инвестиций. Если на одну чашу весов поставить эти льготы, а на другую - естественное для инвестора беспокойство относительно внутренней ситуации в стране и ее внешней политики, то в какие-то моменты именно это беспокойство может перевесить. У меня нет ощущения, что Грузия сейчас собирается воевать, однако она со всей очевидностью наращивает вооружения. Более того, ею руководит опасный человек, который доказал свою неадекватность в 2008 году. Беспокойство такого рода может весить намного больше, чем возможности выигрыша, которые дает налоговый режим. Со стороны инвесторов может быть взята в расчет нынешняя политика Тбилиси, нацеленная на перевооружение, на поиски условий для подготовки новых агрессий. Грузия на протяжении 18 лет постоянно устраивала агрессии против Абхазии и Южной Осетии и провела в общей сложности шесть войн. У вас появилось бы желание инвестировать в страну, где руководство каждые три года проводит крупные военные операции? На мой взгляд, главная причина, по которой инвестиции из Грузии выводятся, - нестабильность по ее периметру.

С привлечением средств дело обстоит не лучше, чем с сохранением инвестиций. В первом квартале приток составил всего 76 миллионов долларов - вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако грузинское руководство упорно продолжает нагнетать политические страсти, твердить об "угрозе", "оккупации" и непрекращающемся состоянии войны. Единственное, чего можно добиться таким экзотическим способом, - помощь международных кредитных институтов. Остается только один вопрос: неужели Тбилиси важнее финансовые вспомоществования "сердобольных" финансовых организаций, чем частные инвестиции для строительства полноценной экономики?