Семейный кризис широкой поступью шагает в Грузию. За последний год количество разводов увеличилось по сравнению с 2008 годом на 25%, а если сравнивать с 2007, то показатель и вовсе достиг отметки в 35%. Почему же, несмотря на уверения грузинского правительства о процветании государства, грузинки больше не хотят "строить свою любовь" c горячими кавказскими мужчинами? В истинных причинах такого повального расторжения грузинских браков GeorgiaTimes разбиралась вместе с сексологом Сергеем Агарковым и психологом Артуром Ветровым.
Оказывается, причиной столь частых бракоразводных процессов является отнюдь не низкий достаток семьи. В принципе, оно и понятно - немногие грузинские женщины держали когда-либо в своих руках внушительные суммы денег, поэтому поговорка "с милым рай и в шалаше" столетиями прекрасно воплощается в жизнь на Кавказе. Но теперь чаша женского терпения переполнена, и прекрасный пол выставляет на порог чемоданы своих генацвале.
Сами грузинские психологи склонны видеть в этой, вне всякого сомнения, грустной тенденции сексуальную неудовлетворенность, которую испытывают супруги. По традиции, молодожены в Грузии часто оформляют свой брак при отсутствии сексуальных отношений, когда можно определиться со своими и чужими пристрастиями, изучить потенциального жениха и прийти к выводу, возможно ли разделить с ним супружеское ложе в течение многих лет. Оказывается, если раньше грузинские женщины ратовали за сохранение домашнего очага и без охоты говорили об истинной причине трещины во взаимоотношениях, то новое поколение не стесняется признавать, что секс в Грузии существует, и молодых грузинок он не устраивает.
Но где на самом деле притаился "корень зла"? В США, который привнес в Старый Свет эмансипацию, феминизм и понятие "сексуальный харрасмент"? Нравственные ценности там уже меняются, начинают действовать неправительственные организации вроде "Института свободы", которые борются с патриархальными обычаями. В традиционном обществе еще до сих пор крепкие браки, хотя и созданы они были не по любви, но теперь приходит свобода: "хочу-женюсь, хочу-развожусь". Это несколько настораживает, и может означать только одно - физическим аспектам брака стали уделять больше внимания, чем духовным.
Сексолог Сергей Агарков считает, что раскрепощение женщины, в том числе и сексуальное, является общемировой тенденцией, когда на определенном этапе народ или этнос может поверить, что способен влиться в общеевропейское пространство. По его мнению, привнесение другой струи в традиционную культуру может только способствовать созданию европейского ментального, социокультурного пространства:
- Эти тенденции проходят не везде, но после распада СССР наступил рецидив этнических традиций. Этот процесс неизбежен, это не значит, люди станут хуже или лучше, просто они примут другие традиции и культуру. Даже католическая церковь смягчила взгляды на добрачные отношения, и православная церковь уже не занимает столь радикальную позицию. Конечно, до сих пор добрачные отношения осуждаются - да, грех, но не смертный теперь, так скажем. И вот этот гражданский брак, с формальной точки зрения, добрачная сексуальная жизнь, а по сути - это тоже форма брака, когда легко разойтись. И она станет доминирующей везде, это идет даже в тех странах, где жесткие католические традиции: Испания, Италия, Польша - даже там это произошло. Поэтому в православии, где большого фанатизма и патриархальности не было никогда, это тем более, быстрее произойдет. Ведь прежнее поколение не меняет своих традиций, но приходит новое поколение и оно уже живет по новым законам. Какие-то черты позитивные: те отношения, которые имеют добрачный сексуальный опыт, они реже распадаются. Есть и негативные черты, но мы не можем второй раз войти в одну и ту же воду, и должны принимать этот факт как данность, принимать это новое социокультурное русло - главное в нем не утонуть. Конечно, нарушен библейский принцип, но, наверное, мягчает наше восприятие религиозных запретов - такова жизнь. Трудно быть в мобильнике, в интернете, в аськах, в чатах и форумах, и одновременно жить по заветам тысячелетней давности.
Но отчего же Грузия, всегда отличавшаяся своей специфичностью и традициями, как и все государства на Кавказе, теперь впитывает именно прозападные идеалы и считает, что они на пользу ее "демократизации"? Сначала актуализация гей-парадов, затем тотальное обучение английскому языку всех малолетних грузинских граждан, теперь повсеместная разнузданность? Не приведет ли это к тому, что вскоре понятие "семья" станет атавизмом грузинского общества, как это уже давно происходит в Америке?
- Семьи ломаются только в период больших потрясений, когда, например, идет война. А когда общество лихорадит в социальном смысле, то количество разводов, наоборот, уменьшается, а рождаемость увеличивается. Наоборот, люди жмутся к семье - там островок стабильности и безопасности. Грузинские женщины получили сегодня настоящую сексуальную революцию - они освобождаются от каких-то традиций, которые мешают жить в европейском мире. Вскоре они получат некоторую степень "автономии", более легкое право на развод, на более определенный выбор, и все устаканится достаточно быстро. 10 лет идет смена поколений - это бросается в глаза, статистика прыгает, а потом она опять застынет на том же уровне, и общество будет более спокойным и гармоничным. На Кавказе, где были очень сильны традиционные тенденции, сегодня происходит пик ослабления. Все сексуальные революции - это сплошное освобождение женщины. Сначала у нее не было избирательного права, права учиться, права на выбор мужа, но вот первое движение суфражисток, и женщина становится социально полноценным человеком. Вторая мировая война и вторая сексуальная революция - женщина получает право на аборт и контрацепцию. Не муж, а она сама начинает контролировать рождение. А проституция, секс-шопы, порнография - это такой жидкий налет на тех свободах, которые получает женщина. И вот у женщины появляются деньги, настоящая свобода от мужчины - она выходит на третью степень независимости. Главное, чтобы не американская феминистическая модель пришла, а мягкая европейская: ведь все там благополучно, живут там люди и любят друг друга. Кавказские народы делают только первый шаг. Поэтому в зависимости от того, как скоро социальная стабилизация произойдет, там количество разводов будет сокращаться, появится умеренное количество детей - это, конечно, ломка традиций. Но это случится, как бы этому ни сопротивлялись. Чтобы этого не случилось, тогда надо уйти в ислам, закрыться, ликвидировать прессу, интернет, тогда можно эти древние традиции удержать. Но даже в исламских странах уже начинают появляться "исламские плейбои" и секс-шопы - такое общество тоже движется вперед, - полагает сексолог.
Уж не потому ли грузинское общество в лице мужчин так протестует против свобод своих женщин, что такие неудобные отношения с соотечественниками могут заставить их пристальнее приглядываться к европейцам, и уже на них оттачивать искусство добрачных отношений?
- Договор Грузии с ЕС о безвизовых поездках пока что распространяется только на дипломатов, поэтому говорить о приобщении грузинских женщин к европейским или американским ценностям пока преждевременно. Хотя в перспективе, действительно, грузинские женщины захотят замуж за успешных и богатых европейцев. Но, вообще, сексуальные основы брака - это где-то 75% базиса, на котором держатся отношения между мужчиной и женщиной. Поэтому, насколько я знаю, по всем статистическим выкладкам большинство разводов происходит именно из-за неудовлетворенности в сексуальной сфере, - считает психолог Артур Ветров.
Судя по всему, горячим грузинским парням придется обратить пристальное внимание на оттачивание определенных навыков в сексуальной сфере, а также на штудирование брошюр об уважении к женщине и их гражданских свободах. Иначе, неровен час, и произойдет крупнейшая ассимиляция: думаю, немало грузинок захочет раствориться в европейском котле.