Здесь публикуются свидетельства очевидцев событий августа 2008 года, которые они оставили в своих блогах. Это истории, написанные жителями Цхинвала, участниками обороны города, журналистами. Некоторые посты принадлежат друзьям свидетелей кровавой катастрофы, у которых в дни войны не было доступа в интернет. В пятом блогпосте - рассказы о событиях 12 августа.
Дмитрий Стешин, корреспондент «КП»
Просто фильм "Бег", или, как пелось в одной хорошей песне: "Врангель в Крыму -хаты в огне ... последний миноносец уйдет без меня?" Мне опять повезло, я оказался в голове очереди на таможенном посту. Назад оглядываться было страшно - караван машин уходил куда-то за поворот шоссе, и сейчас, наверное, достиг окраин Тбилиси. По пустой встречной полосе, прочь из Грузии, без зазора перли: ооновские джипы с синими номерами, лексусы.БМВ-х5 и даже какой-то Хаммер смело бежал от "трусливо наступающего, наголову разбитого врага". Ехали набитые женщинами и детьми дипломатические машины с номерами красными и большой латинской "D". Навстречу, в Грузию, транспорта не было. Мой водила, которому предстояло посетить это шапито на обратном пути, кивнул на набитые иностранцами машины и выдал перл:
-Уроды, построили нам демократию, а теперь сваливают!
На таможне со мной общались хамовато, но это единственное, что они могли сделать. Я их пожалел, по-братски, по-православному. С другой стороны границы, в Армении, на площадке таможенного поста маялась сотня молодых буржуинов, приехавших в Грузию заниматься туризмом. Туризм, судя по всему накрылся... Билетов на самолеты в Россию в Ереванском аэропорту не было. Вообще. Ни на день вылета, ни на все последующие дни. Остался только бизнес-класс, чем я цинично воспользовался. Видать, основные колонны беженцев еще были на подходе...
Все получили по заслугам. Особенно я рад за "миролюбивого" министра реинтеграции Теймура Якобашвили и потенциального клиента Трибунала, несостоявшегося президента Южной Осетии Дмитрий Санакоева - где бродят сейчас эти люди, где шифруются? А потому что врать не надо. Бог, он лжи не приемлет. Вот я не вру, и Бог меня хранит, и помог мне вернуться домой живым и невредимым. Чуток передохну и уеду в Цхинвали.
Алан Кочиев, ополченец, житель Цхинвала
Сегодня были на зачистке в селе Тарамашени. Грузины настолько подло вели себя во время бегства, что бросали стариков и детей одних, потому что они были обузой в дороге.
Сегодня в республике обстановка уже нормальная, мы контролируем практически всё. Осталось прочесать все сёла, подвалы и чердаки в городе.
Были на бывшей базе миротворческих сил РФ в Цхинвале. Вокруг валяются трупы, воздух пропитан запахом гнили, на обочине стоят сожженные танки, бмп и машины пехоты.
Елена, жительница Российской Федерации
Позвонила сегодня знакомой подруге, она врач-лаборант, находится во Владикавказе сейчас, а вообще она врач-лаборант Республиканского Соматического госпиталя в Цхинвале.
Она там была все эти дни. Вчера госпиталь эвакуировали во Владикавказ, завтра она возвращается обратно в Цхинвал.
Позвонила, чтобы прояснить для себя ситуацию, много противоречивой информации в СМИ.
Записываю ее рассказ как было, со слов:
1-2 августа был первый артобстрел, было около 8 раненых в госпитале. Дальше было затишье.
А 7-го числа вдруг на город начали продвигаться войска со стороны Грузии, ее срочно вызвали в госпиталь.
В 23 -30 ночи 7-го числа начался артобстрел, массированный, гранатометами, минометами, танковыми очередями, с воздуха.
В первый день привезли 60 раненых и около 30 трупов. В основном женщины, старики, дети. Но везли только из Цхинвала, первые три дня обстрела из окрестных деревень никто не мог добраться до города. Первых раненых из окрестных деревень привезли через три дня, а трупы не привозили вообще - их хоронили там же во дворах, жара, лето и трупы очень быстро начали разлагаться. Когда через три дня сидения в подвалах люди вышли, то они начали мобилизовывать бригады по захоронению трупов, чтобы предотвратить эпидемию. Ее муж и сыновья помогали хоронить трупы в Цхинвале. Помогали выбираться людям из подвалов - но все это только с 10-го числа.
С 8 по 10 число в госпиталь поступило 300 раненых и около 200 трупов, но точное количество трупов она назвать не может, так как многих тут же увозили родственники - хоронить.
Точное количество назвать не может, была жуткая суматоха, работали почти без сна.
Помнит что 11-го привезли 16 раненых российских миротворцев и 3ое убитых.
Елизавета Валиева, югоосетинский журналист
уронили Мишку на пол
Война- это не игрушки, Михаил. Рада, что ты почувствовал хоть какую-то долю страха, которую чувствовали жители Южной Осетии при бомбежках, которые устроил ты. За свои свои преступные приказы придется отвечать. Наблюдаю за ним все эти дни и не могу понять: Миша действительно болен или он только притворяется психом? На случай, если придется нести наказание.