Южная Осетия в августовской войне 2008 года понесла не только человеческие потери. Полностью разрушенная инфраструктура и гибнущая экономика - вот что оставил "своему" народу Михаил Саакашвили. Российская Федерация, несмотря на мировой экономический кризис, вслед за признанием независимости, приняла решение о восстановлении южноосетинской республики и развитии ее экономики. Грузинский президент может продолжать изливать яд на тех, кто не поддерживает усиленно эксплуатируемый им образ "жертвы", но суверенные механизмы запущены, и остановить их Саакашвили больше не в силах.
По оценкам экспертов, только государственным и муниципальным объектам был нанесен ущерб в размере 18 миллиардов долларов. Безусловно, никто не предполагал, что избранный путь будет легким, однако Россия не отказалась от взятых на себя серьезных обязательств. И теперь уже можно со всей очевидностью утверждать, что Грузия, устроившая Южной Осетии двадцатилетнюю экономическую блокаду, может лишь нервно покуривать в уголке.
До трагических событий 2008 года, когда у республики из-за "братского" осетинам грузинского народа был неопределенный политический статус, экономическая деградация была, что называется, налицо. В связи с закрытием закавказского рынка со стороны Грузии произошла полная изношенность производственных фондов промышленных предприятий, что обеспечило им тотальную убыточность.
Иностранные инвесторы с опаской вкладываются в кавказские регионы и Грузию, которую считают излишне рискованной страной в связи с нестабильными внешнеполитическими факторами и политическими шагами Михаила Саакашвили. Что уж говорить о частично признанной южноосетинской республике? Пока весь внешнеторговый оборот Южной Осетии приходится лишь на долю Российской Федерации, оттуда же она импортирует все необходимые для себя товары.
Тем не менее, как сообщил GeorgiaTimes чрезвычайный и полномочный представитель Южной Осетии в Российской Федерации Дмитрий Медоев, процесс реабилитации республики идет планомерно:
- За 20 лет противостояния вся промышленность Южной Осетии пришла в упадок, поэтому события 8 августа просто окончательно добили экономику республики. Все промышленные предприятия, которые и так дышали на ладан, были разрушены. Была разрушена вся инфраструктура. Вы знаете, что и больницы, и детские сады, и жилье, порядка 80% жилого фонда было уничтожено, поэтому в первую очередь, мы восстанавливаем жилье для людей. Идет строительство больниц, детских садов. И здесь надо отметить большую роль России, которая во всем этом принимает активное участие и финансовыми средствами, и специалистами, и людьми, техникой. На постоянной основе в Южной Осетии находятся несколько тысяч рабочих, специалистов, они приезжают, работают, строят, сдают объекты. Этот процесс длится по настоящее время и, конечно, потребуется еще определенное время, для того чтобы привести в соответствие с нормами обычной нормальной жизни, все, что там было разрушено. Идет строительство дорог. Это очень важно для нас, потому что отдаленные районы, которые теперь находятся в нашей юрисдикции, нуждаются в коммуникациях. Уже введены в строй много предприятий, связанных с административной сферой: предприятия, которые занимаются жизнеобеспечением города, ну и, конечно, очень много жилья строится. В ближайшее время будет сдан микрорайон Московский, который был построен при содействии правительства Москвы. Это очень важный объект, который поможет обеспечить жильем малоимущих и тех, кто потерял жилье. На очереди, конечно, городские коммуникации, которые и так устарели, а их необходимо менять. Это тоже очень важный проект. И автомобильные дороги, которые в наших горных условиях, особенно зимой, играют первостепенную роль для населения и для экономики.
Кроме того, последним камнем на добивание и без того неустойчивой экономики Южной Осетии со стороны грузинских властей стал отказ на поставку энергоресурсов по своей транзитной системе. Видимо, по мнению Михаила Саакашвили, если отсутствует газификация некоторых районов Грузии, то "людям второго сорта" и вовсе следует жить при лучине.
Но уже в 2009 году, после признания Российской Федерацией независимости Южной Осетии, ее природный газ по примеру российских миротворцев, которые годом ранее отбили Цхинвал у грузинских агрессоров, положил конец энергетическому бойкоту со стороны Тбилиси.
Так газопровод Дзаурикау-Цхинвал протяженностью 163 километров стал уникальным проектом, который был выполнен в условиях, в каких не работал ранее никто в мире: более 70 километров трубы проходит на высоте выше 2 тысяч метров, через пять хребтов и один перевал, а самая высокая точка газопровода - 3 тысячи 148 метров. Для прокладки газопровода в горах было пробито 14 тоннелей. Вот до чего может довести целый народ и его союзников скудоумие и твердолобость оппонента.
- Да, был введен в строй газопровод из России в Южную Осетию, также была переброшена новая линия электропередач - более мощная, чем была раньше. Это позволило республике окончательно освободиться от зависимости со стороны Грузии. Российский газ, который поступал к нам ранее, он поступал, через территорию Грузии, приходилось платить за транзит, приходилось терпеть всякие неудобства. Они когда хотели, тогда отключали газоснабжение, - подтверждает Медоев.
Не думаю, что Михаил Саакашвили не понимал, затевая свой "крестовый поход" на Цхинвал, что таким поступком он окончательно сожжет все хрупкие мосты взаимоотношений с Южной Осетией. Однако осетинский поезд безвозвратно ушел и на грузинскую станцию вряд ли вернется. А лидеру Грузии предлагаю вместо истерических обещаний выдать "сепаратистам" нейтральные паспорта и интегрировать их в "демократическое общество", снова испробовать свой галстук на вкус - вдруг полегчает.
(карикатура: Peray, Thailand)