Чтобы привлечь туристов, Грузия готова на все. В последние дни там активно заговорили о развитии экзотического направления - летнего горнолыжного отдыха. То ли олимпийский Сочи не дает спокойно спать президенту Грузии и канадской маме грузинского туризма, то ли желание найти инвестора хоть под какой-то масштабный проект берет вверх над реальностью экономических фантазий у той же парочки? GeorgiaTimes попросила экспертов прокомментировать этот новый сюжет.
Какие только гениальные мысли не посетят хорошо отдохнувшего человека? Так, президент Грузии, побывав 2 августа на высокогорном Годердзском перевале в Аджарии, распорядился построить там зимний горнолыжный курорт. Не забыл он и о горячо любимых европейских стандартах - уже к следующей зиме, заявил он, туристы смогут насладиться лыжными трассами высочайшего класса. Однако, по задумке авторов, они должны работать и летом.
Сопровождавшая президента министр экономики Вера Кобалия сообщила, что туристы уже интересовались этой новой грандиозной стройкой.
А вот искупавшись на следующий день с младшим сыном Николозом в Черном море в поселке Анаклия и прокатившись по горнолыжной трассе в Местии, Саакашвили пошел дальше и заявил о необходимости начать мировую пиар-кампанию туристического потенциала Грузии.
"С будущего года страна начнет активно рекламировать новые туристические возможности, которые состоят в том, что Грузия станет единственным местом в Европе, где можно будет в течение нескольких часов искупаться в тропическом море, а потом покататься на горных лыжах", - заявил он.
Впрочем, чтобы совместить и то и другое, Михаил Саакашвили пришлось совершить перелет на вертолете. Забыл президент поговорку "Что позволено Юпитеру, не дано быку". А еще о том, что идею эту он ранее где-то краем уха уже слышал. А именно - в России, которая готовит Сочи к Олимпиаде-2014.
- Идея совместить горные лыжи и морской отдых могла бы, как экзотика, привлечь туристов. Другое дело, это требует огромных инвестиций. А российских туристов, кстати, при нынешних отношениях этим вряд ли заманишь, - сказала в интервью GeorgiaTimes ведущий менеджер по горнолыжному туризму компании "Роза ветров" Татьяна Горячева.
Ясное дело, Грузия пытается привлечь как можно больше туристов из ЕС. И двумя неделями ранее гордо опубликовала статистику, в соответствии с которой из общего количества 753 106 туристов, прибывших в Грузию за этот год, 92,6 процента - жители Европы. К ним, оказывается, относятся также граждане Азербайджана и Армении.
И все же факты - вещь беспощадная: из стран СНГ за полгода сюда прибыли 474 450 человек - это намного больше половины всех отдыхающих. Так что ориентироваться Грузии надо именно на этих туристов. А многим ли из них по карману дорогостоящие проекты грузинского правительства?
В то же время, чтобы стать Меккой для туристов из ЕС и Америки, Грузии нужно кардинально улучшить сервис. Это именно тот фактор, который, согласно опросам, в наибольшей степени отталкивает туристов. И тут пресыщенным европейцам угодить сложно. Да еще, к слову, стоит отметить, что своих горнолыжных курортов, которые работают круглый год, в Европе аж целых 10 штук.
Так что шансы, что мировая пиар-кампания, которая, если верить президенту, стартует с нового года, подействует на гостей из ЕС и США каким-то магическим образом, невелики, а вот технических трудностей - хоть отбавляй.
- На сегодняшний день на Кавказе лето - не горнолыжный сезон. Я не представляю, откуда они будут ввозить снег и как при плюс 20-ти градусах в горах его можно сохранить. Тем более Грузия находится намного южнее, чем та же Красная Поляна. Конечно, при современном уровне развития техники и тучи разогнать можно. Однако летом, в жару, в массовом порядке наладить такую индустрию - очень проблематично. Крытые горнолыжные центры - возможно, но не открытые, - считает Татьяна Горячева.
С одной стороны, в мире нет ничего невозможного, технический прогресс необратим, а разбалованных туристов нужно постоянно удивлять чем-то новым. Однако, одно дело вложить всю финансовую и организационную мощь в олимпийские объекты и за несколько лет ударной стройки подготовиться к Олимпиаде, а впоследствии ждать сюда гостей со всего мира - и совсем другое дело, когда на пустом месте пытаются делать мировой пиар проекту, родившемуся в мозгах прожектеров?