Нынешняя ситуация, в которой грузинская и югоосетинская стороны обвиняют друг друга в приграничных инцидентах, уже никого не удивляет. И после сегодняшнего ночного обстрела Цхинвальского района МИД Грузии утверждает, что если выстрелы и звучали, то только со стороны Южной Осетии.
Еще августовские события показали, что наряду с боевыми действиями не менее важную роль играет война информационная. И тогда эту войну выиграла Грузия. Напомним, транслируемые в августе по американским каналам кадры обстрела Цхинвала подавались зрителям под соусом «русской агрессии в Грузии».
Правда для всего мира открылась лишь после того, как в регион были направлены европейские наблюдатели. Проведенные ими независимые расследования подтвердили факт начала боевых действий именно грузинами. Доверие к высказываниям официального Тбилиси пошатнулось, однако на данный момент представители Евросоюза в регионе не спешат признавать факты участившихся в последнее время обстрелов.
В этой связи встает вопрос о том, справляются ли со своей задачей люди, которые должны выносить независимую оценку происходящему?
Похоже, повторяется то, о чем говорил еще в октябре - в виде констатации и пожеланий - постоянный представитель РФ при Объединенных Нациях Виталий Чуркин в интервью ИТАР-ТАСС.
«Руководство российской дипломатии обращает внимание наблюдателей ЕС на то, что они должны строже относиться к соблюдению своего мандата, - заявил он. - Давать жесткую оценку действиям, скажем, по наращиванию присутствия силовиков в зонах безопасности, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии. Надеюсь, все же удастся создать такую форму международного присутствия, которая была бы более надежным заслоном от грузинских провокаций, чем это имеет место сейчас, в контексте нынешнего формата наблюдателей ЕС»
Спустя пару недель не лучшим образом оценивал деятельность международных наблюдателей и.о. премьер-министра Южной Осетии Борис Чочиев. В беседе с журналистами он подчеркнул:
«Россия досрочно вывела свои войска. Однако международное сообщество в лице ЕС, который сегодня старается контролировать ход реализации соглашения, и в жесткой форме потребовал от нас реализации договоренностей, не проявляет подобной активности по отношению к Грузии. Когда российские вооруженные силы 8 октября досрочно сняли свои посты в зоне безопасности, на их место должны были встать наблюдатели ОБСЕ с четким планом действий и механизмом наблюдения. Но как только российские войска вышли, на их место тут же встали спецподразделения МВД Грузии, что не соответствует плану Медведева - Саркози, по которому грузинские войска должны находиться в местах постоянной дислокации. - На вопрос о том, почему наблюдатели бездействуют, те ответили, что до сегодняшнего дня не знают, что делать и как реагировать на действия грузинских вооруженных формирований».
Прошел еще месяц. Но признаков активности раскритикованной миссии международных наблюдателей по-прежнему как-то не заметно. А всего она в регионе «несет вахту» уже почти 2 месяца. В чем же дело?
Может быть одно из двух объяснений. Либо господа контролеры суперэнергичны и таки дают «жесткую оценку». Собирают факты и объективно информируют о них вышестоящие инстанции. Однако те по каким-то причинам все это игнорируют. Либо Борис Чочиев вправе повторить признание наблюдателей, сделанное в конце октября: они продолжают не знать, «что делать и как реагировать на действия грузинских вооруженных формирований».
Но если это люди профессиональные, честные, ответственные и сами видят, что доверенные им функции провисают, почему молчат об этом? Почему не бьют тревогу, не оповещают общественность с помощью прессы? Напротив, создается впечатление, что они с упорством, заслуживающим лучшего применения, уклоняются от контактов со средствами массовой информации. Вот и получается странная, контрастная картина: с одной стороны - пальба, а с другой - поразительное безмолвие.
И поневоле задаешься вопросом: в чем смысл присутствия наблюдателей в зоне конфликта?..
Артем Горбунов