Мужчина и женщина

Синдром копошения в свободной зоне

6481.jpegАрабский холдинг "Ракиа" уже в третий раз за этот год заявил о переносе открытия свободной индустриальной зоны в Поти, якобы, по причинам формального характера. Однако в Грузии лишь единицы поверили в эту восточную сказку. Одни объясняют пробуксовывание проекта отсутствием интереса среди инвесторов, другие - невыполнением обязательств арабской стороной. В каком состоянии находится реализация проекта и каковы его перспективы, GeorgiaTimes выясняла у эксперта по экономическим вопросам Георгия Хухашвили и члена Объединения немецкого бизнеса в Грузии Патрика Юнга.

Проект свободной индустриальной зоны и нового порта в Поти в исполнении инвестиционного агентства RAK Investment Authority (RAKIA) из Арабских Эмиратов был утвержден правительством еще в 2008 году. И до сих пор - сплошные переносы...

Арабская сторона привела весьма уважительные доводы - это событие такого масштаба, что, дескать, на нем непременно хочет присутствовать один из шейхов эмиратов, который в июле приехать не может, а кроме того, у них в Грузии пока нет своего представителя. Однако многие эксперты в этих словах усмотрели попытку завуалировать печальный факт - зона в Поти не столь уж интересна инвесторам.

По информации Интернет-портала "Бизнес Грузия", на данный момент в зоне зарегистрированы "Арау тумороу", южнокорейская "LG", а также армянские, азербайджанские и турецкие компании, однако по-настоящему работает на сегодняшний день только одна компания - "Тбилцемент". Масштабы, согласитесь, совсем не международные.

- Вообще о цифрах в реализации этого проекта судить сложно, это специфические отношения каких-то людей, которые сложно разобрать. Причем, вся информация по таким проектам скрыта, - говорит Георгий Хухашвили.

Эксперт считает, что причина промедления в открытии зоны - невыполненные оператором обязательства:

- Арабы "копошатся", но реально пока ничего не сделали. Я не вижу пока инфраструктуры, которую стоило бы открывать, которая бы могла заинтересовать серьезного инвестора. Чтобы развить естественный порт, нужно много инвестировать, однако на данный момент изначальный технический проект не реализован. Что касается открытия, то саму ленту можно, конечно, разрезать и в чистом поле. Дело не в том, что шейх не приехал, а в том, что самой зоны пока нет.

Возникает естественный вопрос: почему же оператор так и не подготовил инфраструктуру к открытию?

- Если честно, я думаю, инвесторы не очень заинтересованы в быстрой реализации проекта, так как СИЗ могла бы стать конкурентом для Дубайской свободной зоны.

Они не хотят быстрого выращивания своего конкурента. Когда мы отдавали зону арабскому оператору, этот момент попросту не был учтен. В то же время, никаких претензий к нему никто сейчас не выставляет, и это тоже странно, - считает Хухашвили.

Проект открытия свободной зоны в Поти затронул еще одну больную для грузин тему - целесообразность продажи стратегических объектов. В начале июля "РАКИА Грузия" (филиал основной арабской компании) приобрела 98,26% акций потийского аэропорта за 1 миллионов 995 тысяч лари.

Аэропорта, по большому счету, пока нет - настолько плачевным эксперты считают его состояние. Однако правительство планирует сделать его крупнейшим во всей Грузии. Такой объект в руках иностранца - это уже опасно, считают многие эксперты, среди них и Георгий Хухашвили:

- В Грузии свои политические интересы есть у многих держав - России, Турции, арабских стран. Когда мы говорим о стратегических объектах, эти политические риски надо учитывать. Если же страна, сломя голову, ищет инвестора и не учитывает при этом политический фактор, это не может не сказаться негативно на ее развитии.

Многие говорят о бесцельности инвестирования в строительство аэропорта, если СИЗ не заработает, а шансы, что события будут развиваться по такому сценарию, велики. На сегодняшний день не определена концепция развития зоны - будет ли она связана с высокими технологиями или станет чисто торговой зоной. При оценке самой идеи создания СИЗ на берегу моря большинство экспертов сходятся во мнении, что она могла бы стать источником капиталов для Грузии, но говорить об этом пока преждевременно:

- Сама зона потенциально интересна, так как находится на развилке между Западом и Востоком, однако политические риски на сегодняшний день очень высокие, и многих инвесторов они отпугивают, - считает Хухашвили.

- Для западных фирм эта идея очень привлекательна. Однако на сегодняшний день многие механизмы в ней попросту не работают. Например, когда фирма пользуется услугами электрика, ее не освобождают от уплаты НДС. А ведь это - одно из обязательных условий функционирования свободной зоны, - считает Патрик Юнг.

Получается, если проект все же будет реализован, Грузия сможет привлечь желанные западные капиталы. С другой стороны, при таком развитии сценария Грузия парадоксальным образом перекрывает себе путь в ЕС, считают эксперты.

Дело в том, что в Евросоюзе правила экономической игры должны быть унифицированы для всех участников рынка, а создание СИЗ там не приветствуется. Правительство же пытается по привычке усидеть на двух стульях, что свидетельствует о том, что ясного представления о том, в каком направлении развивать экономику, у него нет.