Нет, не потерян для грузинского народа Михаил Саакашвили. Зря все считали, что после учебы в США он стал слишком американизированным политиком. А Мишико взял, и несмотря на авторитет Барака Обамы, сказал, что на самом деле про него думает: «Мы что негры? Или почему мы ведем себя как дикари?». Неожиданно для спичрайтеров вылезла из президента расистская сущность, неприкрытая политкорректностью. И это, можно сказать, делает грузинскому лидеру честь. Он стал в один ряд с комиком Майклом Ричарсом, актером Мэлом Гибсоном и украинской поп-певицей Анастасией Приходько.
Интересно, дойдет ли до Барака Обамы эта скандальная история, случившаяся с Михаилом Саакашвили. Помните, как отчаянно добивался грузинский лидер встречи с чернокожим президентом минувшей весной? Сидел в Штатах целый месяц, а удостоился лишь быстрого пожатия руки и пары мимолетных фраз.
Теперь, похоже, разговор с Обамой по душам окончательно накрылся. Мало того, что грузинский лидер публично употребил запретное в англо-американском мире слово «негр», так еще и прямо охарактеризовал африканоподобных людей дикарями.
На это сразу же отреагировали стражи толерантности - правозащитные организации. Грузинский Центр по правам человека отметил, что Саакашвили в последнее время часто допускает некорректные высказывания расистского характера.
Саакашвили много обвиняли в национализме, русофобии и фашизме. Но еще никогда он не давал повода считать его расистом.
В таких случаях принято доказывать, что унизительного оттенка в расистском высказывании не было. В Италии лет пять назад двум местным парнишкам удалось убедить судью, что их реплика «Грязные негры! Что они здесь забыли?», обращенная к двум африканоподобным девушкам из Колумбии, отражала лишь впечатление молодых людей, но не носила оскорбительного характера.
Пресс-служба президента Грузии пошла проторенной дорогой и заявила, что словам Саакашвили дана неправильная интерпретация и придан расовый контекст. Если исходить из коротенького сообщения на официальном сайте Саакашвили, то в грузинском языке существует такое идиоматическое выражение, но оно никогда не используется в унизительном для негров смысле.
Может быть, это что-то сродни русской поговорке от Виктора Черномырдина «Корячимся, как негры!» или ее нейтральной вариации «работаем, как негры», или , в путинском переложении: «как рабы на галерах». Впрочем, труд, согласно советской идеологии, красит человека. А вот название «дикари» может восприниматься за оскорбление, если, конечно, не имеются в виду туристы, отдыхающие без путевок.
Кстати говоря, грузины считают, что подобные устойчивые выражения о неграх занесены в Грузию из России, и даже цитируются они обычно по-русски.
Но в Советском Союзе, где очень популярным был роман «Хижина дяди Тома» Марка Твена, никогда слово «негр» не имело отрицательного значения. И если в США этого писателя уже уличили в расизме и исключают из школьных образовательных программ, то до России такое маразматическое понимание политкорректности пока не докатилось.
Слово «негр» у россиян не запрещено, хотя с помощью самоцензуры постепенно исчезает со страниц печатных изданий. Барака Обаму у нас могут назвать чернокожим или афроамериканцем. Но последнее слово никак не вяжется с теми африканскими студентами, что приехали в Россию прямо из Анголы или Конго и никакого отношения к Америке не имеют. А уж родившиеся в Москве или, к примеру, в Ставрополе, чернокожие люди и вовсе не афро, и не амеро, а самые настоящие россияне.
В Абхазии, которая до недавнего времени числилась за Грузией, тоже есть негры-аборигены. Как писал Фазиль Искандер, ими советские республиканские власти хвастались перед иностранными делегациями из Африки. Одной из чернокожих семей к приезду высокопоставленных гостей выделили новенькую «Волгу». Мол, посмотрите, как славно живут они в Советском Союзе, где их не угнетает капитализм-империализм.
Наира Собылева, потомок чернокожих абхазов, два года назад в поздравительном письме Обаме объяснила, что афроабхазы часто вступали в браки со светлокожими, и сейчас «почти все потомки африканских рабов из Адзюбжи и других абхазских сёл внешне мало отличаются от аборигенов края». Так что, на новый перл Саакашвили в Абхазии обидеться уже и некому.
В романских языках корень слова «негр» означает всего-навсего черный цвет кожи. Что плохого, если на это отличие во внешности указывают, говоря о выходцах с африканского континента? Никто же не запрещает неграм называть светлокожих - белыми.
Однако в США сохранился комплекс вины в связи с тем, что негры долгое время считались людьми второго сорта. Именно поэтому в стране не только запретили расовую дискриминацию, но и в принципе намеки на расовые отличия. Поэтому «негров» заменили сначала на «цветных», потом на «черных» и остановились на «афроамериканцах».
В разных штатах изданы законы, по которым все, кто использует слово «негр» должны платить штрафы. В школах вводятся курсы, на которых объясняют, почему нельзя произносить этот термин. И хотя сами негры могут называть себя и так, и еще более унизительно «ниггер», на эти же слова в устах белокожих они обижаются. А правозащитные организации всегда начеку, и тут же идут в атаку.
Недавно в расисты записали актера Мэла Гибсона, который во время ссоры с супругой Оксаной Григорьевой из-за ее вызывающей внешности прокричал: «Если тебя изнасилует толпа ниггеров, сама будешь в этом виновата». Подруга голливудской звезды тайно записала этот скандал. Аудио-трек разошелся по интернету, вызвав буру негодования в обществе.
До этого такая же участь постигла комика Майкла Ричардса. Выступая в клубе, он «наехал» на болтавших во время представления негров со словами: «50 лет назад они бы не позволили себе такого хамства, а теперь стали смелыми» и несколько раз повторил - «они - ниггеры». Позже он принес публичные извинения, но его карьера из-за травли в СМИ пошла прахом.
Похожая история случилась во Франции в 2006 году с ведущим музыкальных телепередач, писателем Паскалем Севреном. В одной из своих книг он написал: «половой член у негров - истинный виновник голода в Африке». Когда же эту фразу процитировали в газетах, на него подала в суд организация «Коллектив жителей Антильских островов, Гайаны, Реюньона и Майорки». Она потребовала убрать расиста с телеканала France 2. Правда, добиться увольнения правозащитникам так и не удалось.
Избежал ответственности за расизм и легендарный литовский Владас Гарастас, называвший «чернож...ми» темнокожих игроков баскетбольного клуба «Жальгирис».
В расизме в свое время были уличены Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон, который предположил, что негры могут быть генетически глупее белых, и английский врач Роджер Баннистер, утверждавший, что негритянские бегуны выносливее, благодаря особенностям своей расы.
За высказывания, задевающее другие расы, подвергались критике звезда французского кино Бриджит Бардо с ее заявлением «ислам уничтожает нашу страну и навязывает нам свои законы", и глава МВД Франции Брис Ортефэ. Он был оштрафован на 2750 евро за расистское высказывание в адрес арабов. Министр заявил, что когда араб один - это нормально, но когда их много, начинаются проблемы. И даже против английского принца Гарри в 2006 году было заведено уголовное дело за то, что он обратился к одному из кадетов, назвав его просторечным словом «паки», что было воспринято выходцем из Пакистана как попытка унизить.
А недавно в разряд почетных расистов попала начинающая поп-дива Анастасия Приходько. Во время ссоры с Корнелией Манго, темнокожей участницей «Фабрики звезд» украинка обозвала ее "чернож...й", и добавила, что не любит негров и китайцев.
Рядом с кем, из названных выше «героев», поставить имя Саакашвили, решать ему. Может быть, он предпочел бы упоминаться вместе с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони? Его обвинили в расизме после шутки об американском президенте. "Он молодой, красивый и даже хорошо загорелый, поэтому я думаю, что с ним можно иметь дело", - заявил Берлускони на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым.