Мужчина и женщина

"Вонючие вопросы" от "Восточного партнерства"

6396.jpegПоследние выступления Михаила Саакашвили по поводу Восточного партнерства несколько удивляют. Спали-спали, и на тебе, такая прыть! С чего бы это Грузия захотела заложить в фундамент организации Республику Беларусь? Ну, а кто-нибудь за Саакашвили подумал, зачем вас объединяют и кому вы нужны в Европе? Такие идеи, как правило, любит « крышевать» Вашингтон.

Восточное партнерство - проект, официально предложенный Европейским союзом. Он был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям 26 мая 2008 года. В декабре 2008 года на заседании Еврокомиссии был принят план «Восточного партнерства». А 7 мая 2009 года в Праге - столице председательствующей на тот момент в ЕС Чехии - состоялась учредительная встреча в рамках вышеназванной программы. Главная цель проекта - сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР - Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией - для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с восточными соседями, а также как почва для замены дискуссий о расширении Евросоюза и вступлении в него этих государств.

Необходимо пояснить, зачем нужна эта организация? На первый взгляд - дружить против России. Об этом и говорит президент Грузии: «Я думаю, что какими бы разными не были страны, какими бы разными не были наши проблемы, разговор в рамках «Восточного партнерства», как первый этап нашей общей интеграции в ЕС, очень важен», - подчеркнул Саакашвили. - Когда объединятся страны, когда будет единая платформа, единая политика, тогда России будет очень сложно действовать шантажом и по принципу «разделяй и властвуй».

Энергетика Саакашвили понятна - он как между двух трамваев, которые сейчас разойдутся в разные стороны. В Евросоюз не приняли, из СНГ ушли. Ну, хоть на "Восточном партнерстве" отыграться в приличной компании.

Между тем, еще до официального оформления у «Восточного партнерства» возникли проблемы. Во-первых, не было единства мнений у самих стран-участниц программы. Так, Азербайджан отказался следовать пожеланию ЕС в части развития сотрудничества с другими республиками бывшего СССР, принятыми в программу. Во-вторых, сама Европа стала отмечать, что документ не будет столь масштабным, как этого хотелось бы восточным участникам партнерства. Вновь испеченным « европейцам» хочется всего и сразу. Все дело в том, что республики, похоже, чересчур воодушевились идеей безвизовых поездок в Европу и настаивали на реализации этого пункта «партнерства» уже в ближайшее время.

Такое положение вещей Евросоюз, естественно, не устраивало: нелегалов из республик бывшего СССР хватает в Европе и без соглашения о безвизовом режиме, а новая головная боль Брюсселю ни к чему. К тому же многие страны ЕС также выступили против того, чтобы шесть государств-участников именовались в итоговом документе как «европейские страны», поскольку такая формулировка, в определенном смысле, давала им надежду на будущее членство в Евросоюзе. А тогда затея с Восточным пространством - как восточноевропейским гетто теряла всякий смысл.

А теперь вернемся вновь к активности, которую проявляет Саакашвили. Покинув СНГ, то есть выход на рынки сбыта ближайших соседей, грузины сами перекрыли кислород экспорту. А лихорадочные попытки наладить новые каналы до сих пор так и не увенчались успехом. Понятное дело, вырваться на европейский, азиатский или североамериканский рынки у постсоветских республик не получится при всем желании, а вот торговать между собой - удобно и выгодно. К сожалению, в данном случае Тбилиси стал заложником собственных амбиций и эмоций.

Вот, для Саакашвили и нужно "Восточное партнерство" - как антироссийский проект и как услуга США, которым Грузия помогает ослаблять, с помощью эмигрантов, национальные культуры стран Европы.

Если для Грузии эта организация является политическими подмостками, то для Беларуси - рабочим местом. "Мы не видели там только экономическую составляющую, - говорит Лукашенко - Но мы категорически против того, чтобы нам в "Восточном партнерстве", где делом надо заниматься, подкидывали вопросы демократии, еще какие-то, ну, те вонючие вопросы, которые всегда нам подбрасывают. Уже дошли до того, что меняйте предвыборное законодательство, завтра выборы президента. Какое это имеет отношение к "Восточному партнерству"?"

Интересная комбинация получается. Это уже не перетягивание каната, а многоугловое одеяло, которое каждый тянет на себя. Одни создали организацию, чтобы не пустить к себе новых и непрошеных членов в Евросоюз, другие с ее помощью хотели приехать на заработки, третьи сопротивлялись из-за черноморского союза, четвертым вообще ничего не надо - лишь бы насолить России.

Сейчас ЕС думает, какую бы такую организацию придумать, чтобы вступление в Европу было нулевым. Вероятно, Кавказско-Аравийскую - одним это не надо, других не пустят.