Мужчина и женщина

Диктатура Саакашвили не жалеет крестьян

Около 20 ходоков из села Оногиа Мартвильского района на этой неделе приехали в Тбилиси со своими крестьянскими проблемами. У них изымают 64 гектара земли, на которых они пасли свой скот. Землю купила итальянская компания Ferrero специализирующаяся на производстве шоколада. В Грузии она намеревается выращивать орехи.

Всего компания приобрела более 1200 гектаров земли на западе страны. Сделка была совершена еще в 2007 году по результатам открытого аукциона. Ferrero намеревалась также построить в Грузии несколько заводов по переработке орехов и обеспечить работой до 40 процентов населения, проживающего в регионе. 2-3 подобных предприятия и впрямь открылись, но итальянцы в инвесторах не значились. Поэтому в обещания Ferrero жители сел, вокруг которых компания уже развернула бурную деятельность, больше не верят.

Крестьяне из Оногиа не могут смириться с мыслью, что кто-то чужой завладел лугами, где их предки веками пасли овец, коз и коров.

Неделю назад представители итальянской фирмы появились в селе вместе с тракторами для посадки ореховых деревьев. «В воскресенье все уходят на базар. В деревне остались только пожилые люди и женщины. Когда они увидели тракторы, попытались остановить. Но полиция разогнала их», - рассказали местные жители радиостанции «Эхо Кавказа».

На людей, возмутившихся капиталистическими порядками, натравили даже спецназ. К счастью, когда он приехал, самые активные борцы за справедливость уже отправились разбираться в районный центр, и это спасло их от побоев. Но в Мартвили им посоветовали удовлетвориться уступкой инвестора, который согласился вернуть селу 20 гектаров из 64.

И так происходит не только в Мартвильском районе, а по всей Грузии, рассказал GeorgiaTimes исполнительный секретарь Лейбористской партии Паата Джибладзе.

- Это типично для тех районов, где земли привлекают инвесторов. Кстати, крестьяне в Абхазии и Южной Осетии, как в России называют Самачабло, тоже страдают от этого. В Грузии инвесторами зачастую являются местные олигархи и чиновники, которые близки Саакашвили. Несколько дней тому назад такая же история произошла с землями населения Местийского района. Там люди веками пасли на пастбищах крупный рогатый скот, а теперь эти территории приватизированы местным губернатором. Там будет строиться туристическая инфраструктура. Все инвесторы - и зарубежные, и местные -стараются урвать кусок из собственности грузинского народа. Поэтому наша Лейбористская партия всегда выступает за то, чтобы сначала были удовлетворены потребности местного населения в землях.

- К вам обращались крестьяне за помощью?

- Всегда к нам обращаются. Сегодня я на пресс-конференции рассказал, что люди в селах Ксанского ущелья не могут орошать землю «благодаря» в кавычках нашему правительству. И если они не получат воду, они окажутся на гране голода. Они просто оставят эти десять деревень. Это все в Шида-Картли, по соседству с Ахалгорским районом. Когда земли опустеют, наверно, их тоже скупят высшие чиновники или продадут инвесторам. И это будет катастрофа для местного населения.

- Какие меры нужно предпринять, чтобы предотвратить продажу жизненно важных территорий?

- Правительство и президент должны быть гарантами и защищать интересы своих граждан, в том числе проживающих в сельской местности. К сожалению, сегодняшнее правительство не отвечает интересам народа, занято только само-пиаром. Очень тяжелое положение и в Южной Грузии. В Цалкском районе экомигранты из Аджарии не могут получить земли из-за того, что правительство не помогает им.

- В Грузии нет такого понятия, как земельный фонд муниципалитета, чтобы вокруг сел были территории, не подлежащие отчуждению?

- В стране воцарилась диктатура Саакашвили, и поэтому не разграничены полномочия центральной и местной власти. Не знает местное самоуправление, что к нему относится, и по каким проблемам можно работать, какую политику можно проводить в своих интересах, а не в интересах государственных органов власти.

Что касается пастбищ, то они, по грузинским законам, до недавнего времени относились к ведению местного самоуправления. Но неделю назад депутаты внесли изменения, согласно которым эти земли передаются центральной власти.

«Несколько лет назад, произошла передача отдельных пастбищ в частную собственность, что вызвало недовольство местного населения. Мы решили перенести оставшиеся в государственной собственности пастбища непосредственно на баланс центральной власти, ибо считаем, что центральная власть лучше управляет ими», - заявил первый заместитель юридического комитета парламента Лаша Тордия.

Что понимает Тордиа под словом «лучше», мы все уже знаем, после того, как он выступил за продажу стратегических объектов своей страны. И конечно, от продажи инвесторам пастбища не спасет их передача в центральное управление. Скорее, наоборот, приватизация будет ускорена.

В наш век природные богатства стали предметом торга, и благословенная земля, кормившая тысячи лет грузинских крестьян, уходит с молотка. Выгоды, которые от этого получат местные жители посредством пополненного бюджета - весьма туманны и неосязаемы. Потери пастбищ - явны и болезненны.

Не об этом ли писал классик Константин Гамсахурдиа, когда его герой Кора Махвш, сидя сванской башне, улавливал чутким ухом, как большевики пробивают дорогу цивилизации в первозданную грузинскую глубинку? Но советская власть не отбирала, а обобществляла земли. Новая власть капиталистов под лозунгами демократии гораздо коварнее. Одной рукой она дает право собственности всем, другой - лишает этого права всех неимущих.

Что могут ответить апологеты нового строя грузинским крестьянам? Покупайте луга и пастбища сами? Но в том-то и дело, что эти люди не могут позволить себе такие приобретения. Все, кто могут - давно уж в Тбилиси, в Москве, Испании, Австрии и Бог знает где. Селяне, которые держатся за клочок родной землю, ничего кроме нее не имеют. У них отбирают последнее.