Продовольственная безопасность Грузии под угрозой. Республика, когда-то производившая продуктов больше, чем ее жители могли съесть, теперь закупает овощи-фрукты и рыбу-мясо за рубежом. На этот тревожный факт еще два года назад указал экономист Паата Когуашвили.
Пользуясь исключительно официальными данными Департамента статистики, он пришел к выводу, что Грузия обеспечивает себя зерном лишь на 20 процентов, растительными жирами - на 18 процентов, мясом и мясопродуктами - на 47, овощами - на 60, фруктами - на 75 процентов, а чаем - только на пять процентов. Дешевые импортные продукты вытесняют более дорогие свои.
С момента предупреждения Когуашвили прошло два года. За это время при поддержке иностранных партнеров были запущены несколько государственных программ на селе. Восстанавливалось орошение, развивалась инфраструктура в отдаленных районах, закупалась иностранная техника. Но все усилия ушли в песок, словно вкладывались деньги в пустыню, а не в благодатный край с альпийскими лугами и черноморским теплом.
Месяц назад европейские эксперты признали грузинский автопромышленный комплекс - самым неэффективным среди стран Закавказья. Правительству было рекомендовано влить в отрасль еще сотни миллионов долларов.
Инвестиции грузинское правительство ищет повсюду - от Латинской Америки до Китая. Но, в этом году найти спонсоров для грузинской экономики намного труднее. За первый квартал этого года поступило лишь 76 миллионов долларов инвестиций, что на 54 миллиона меньше аналогичного периода прошлого года, когда на улицах стояли клетки-камеры, а над миром висела тень глобального экономического кризиса.
А ведь сельское хозяйство - это специфическая отрасль. Она нуждается в долгосрочных вложениях, далеко не всегда оправдывающая затраты.
За такими инвестициями Грузия обратилась к американцам, которых Хартия о сотрудничестве просто обязывает помогать своим кавказским партнерам.
Сегодня в Тбилиси прибыла делегация 13 предпринимателей из США, которые должны разобраться, подходит ли им местный инвестиционный климат. И быть может, уже по итогам нынешнего визита, они заключат договора о создании совместных предприятий.
Что может их заинтересовать в Грузии? Потенциал огромен. Здесь можно выращивать и перерабатывать почти все: от лесных орехов до фруктов и овощей в виде концентрированных соков.
Ученый секретарь Отделения проблем сельскохозяйственной науки Академии наук Грузии Отар Натишвили напомнил GeorgiaTimes о тех временах, когда Грузия поила чаем весь Советский Союз.
- Все надо восстановить, а это очень непросто. Надо восстановить виноградники, производство пшеницы, ячменя, кукурузы. Потому что у нас сейчас с этим очень туго и трудно. Наши земли раньше обрабатывались колхозами и совхозами, а сейчас технического сервиса у нас нет. Остались крестьянские и фермерские хозяйства, которые обеспечивают только себя.
- Так ведь у вас на американские деньги были созданы агротехнические центры для обслуживания фермеров? За счет арендованной техники фермеры могли бы увеличить посевные площади.
- Могли увеличить, но этого не произошло. Не такие условия, видно, в центрах были, не удовлетворяли возможностям крестьян. И вы же знаете, люди в последнее время в больших городах собираются и отдают предпочтение торговле. Это очень плохо, особенно для такой республики, как Грузия. Она всегда считалась сельскохозяйственной республикой. Весь Советский союз Грузия обеспечивала чаем. Сейчас потребность в этом продукте у самой республики очень мала, границы закрыты для экспорта в Россию. У нас было очень много - до 50-ти! - чайных фабрик. Сейчас 2-3 - не больше. И только маленькие фермерские хозяйства выращивают чай. Если в чайную отрасль вложат инвестиции, это будет очень важно для Западной Грузии, где такие почвы, что в основном растут цитрусовые и чай.
- Виноградарство тоже, наверно, перспективно. Российские инвесторы открыли именно винные заводы в Грузии.
- Виноградарство тоже. Сейчас крестьяне не в состоянии обрабатывать виноградники, опрыскивать химикатами от заболеваний по 10 раз в год. Те, кто взял на себя обязательства по большим площадям виноградников, не справляются. Выращивание и обработка обходятся слишком дорого и не имеют экономического эффекта. Спецзаводы, которые принимали виноград, были раньше в каждом районе. А сейчас два или три завода всего. Переработка пищевой продукции туго идет, и за границу мало вывозится. Так что, если инвесторы нам помогут, мы будем благодарны.
- Профессор Паата Когуашвили как-то заявил, что Грузия стоит перед проблемой продовольственной безопасности. Почему?
- Земли не обрабатываются. Нет возможности: нет топлива, оросительных систем. У нас 90 процентов систем работали на механической подаче воды. Там стоят насосные станции, которым нужно электричество, а оно очень дорогое сейчас.
- Недавно ведь была реализована госпрограмма по восстановлению оросительных систем...
- Это такое незначительное количество, что погоды не делает. Если будут инвесторы с большим размахом, все можно восстановить, потому что тогда можно будет наладить большие закупки продукции. А урожаи в Грузии можно выращивать богатые.
- Министр сельского хозяйства говорил, что обрабатывается 85 процентов пахотных земель. Это ведь не мало?
- Я не знаю, что он говорил, но фактически обрабатывается гораздо меньше.
Так часто бывает: бодрящие речи чиновников дисгармонируют с реальностью. А она такова, что фермеры Кахетии не могут собрать урожай зерновых, потому что нанять комбайны им просто не по карману. За каждый скошенный гектар пшеницы надо выложить 100 лари - 80 за обслуживание и 20 за горючее. При таких расходах нечего и думать о том, чтобы покрыть затраты на посевную.
Впрочем, есть у крестьян и другой выход - компенсировать расходы на топливо и техническое обслуживание за счет цен нового урожая. Но тогда, как предрекает Паата Когуашвили, могут скакнуть цены на хлеб, а это неминуемо приведет к протестам населения. Кстати, цены на овощи уже побили рекорды прошлых лет. Кроме картофеля, все овощи стоят не менее одного лари за килограмм.
Однако повышение цен на сельхозпродукты - палка о двух концах. Чем дороже грузинская продукция, тем она слабее перед дешевым импортом. А цены на импортные товары зависят от колебаний лари по отношению к доллару.
Любой сельскохозяйственный инвестор в Грузии столкнется с двумя главными проблемами - неудобное законодательство и политика поддержки местной валюты, заявил GeorgiaTimes экономический эксперт "Джорджиэн Инвестмен Груп" Дитрих Мюллер.
- У нас проблемы с инвестициями. К нам недавно отказалась войти на фондовый рынок биржа Nasdaq, сославшись на негибкое законодательство, которое писал еще Каха Бендукидзе. Какие компании могут прийти на наш рынок, если здесь полный кавардак, непонятно, какие цены на акции.? Никто не может гарантировать, что их можно будет в случае необходимости продать и уйти с рынка. Нужно, чтобы были не только крупные, но и мелкие инвесторы, причем в разных отраслях экономики. А у нас все кинулись одно время в строительство и банковскую сферу, понастроили никому не нужных домов. Получилась однобокая экономика, поэтому все и рухнуло. Что касается сельского хозяйства, то им у нас не занимаются.
- Почему же? Михаил Саакашвили еще несколько лет назад запустил государственные программы поддержки сельского хозяйства.
- Программы-то он запустил, топливо выделял, комбайны. Но зачем крестьянину что-то сеять, когда турецкие продукты при нынешнем высоком курсе лари быстрее здесь продаются? Мы забиваем свой рынок турецкой продукцией, которая никуда не годится. Здесь прекрасная экологическая продукция может производиться. Но крестьяне не окупают свои затраты. Мы просим, пишем: отпустите лари. Если я инвестор в Грузии, и мне выгоднее завести сюда, чем что-то производить, то я и производить ничего не буду.