Не сравнивайте Грузию с Израилем, где женщин обязывают служить в вооруженных силах, попросил военный эксперт Гия Мелитаури. Сейчас парламентарии рассматривают законопроект, в котором впервые разрешено облачать в военную форму и отправлять на резервистские сборы грузинских дам, воспетых поэтами за грациозность, скромность и тайную пылкость.
Сам Гия относится к идее женской военной службы неодобрительно. Но что делать, сетует он, пришлось снять дискриминацию по половому признаку, потому что были желающие служить, были требования общественных организаций. Насильно, как в перманентно воюющем Израиле, в армию их не потащат. Но, полагаю, отбоя от представительниц слабого пола в призывных пунктах не будет. Стоить посмотреть на грузинских политических лидеров и членов правительства - через одного увидишь озабоченные женские лица, позабывшие о радостях личной жизни.
На ратные подвиги поощряют и стареющих мужчин. Раньше порогом для резервистов без воинского звания было сорокалетие. Теперь в 40 лет заканчивается обязательный призыв и начинается возраст добровольцев. До 50 лет все еще можно состоять на резервном учете, если не имеешь воинского звания. С офицерским чином, в зависимости от ранга - ходи на сборы хоть до 65 лет.
Под мобилизацию автоматически попадают все парни после 27 лет, когда их уже не могут призвать в армию. Исключений по профессиональному признаку в новом законе стало гораздо меньше. Педагоги и врачи теперь возьмут в руки оружие - какие бы взгляды они не исповедовали, и какие бы клятвы Гиппократа они не принимали. За уклонение предусмотрены штрафы и уголовная ответственность. А вот дипломаты, депутаты и силовики, как женщины, имеют право на выбор - служить или не служить.
Учения станут намного серьезнее. Они будут длиться 45 дней, вместо 18, как это было по закону образца 2007 года. Итого - за 12 лет набегают полтора года службы, как раз с 27 до 40 лет.
Время отсутствия на работе пойдет резервистам в трудовой стаж. Зарплату будет платить государство, тогда как раньше, по словам Мелитаури, содержать резервистов во время сборов должны были работодатели, что не вызывало восторга у бизнесменов. Семьям резервистов будут предоставляться льготы.
То, что прежняя система резервной службы была слабой, грузинские эксперты писали и до войны 2008 года. После войны это поняли и в правительстве. Многие резервисты были морально не готовы к боям, не хотели воевать с русскими. В Гори за ними приезжали родители и увозили по домам.
За воспитание патриотизма, замешанного на ненависти к России, власти взялись сразу же после конфликта вокруг Южной Осетии. А вот идея вооружить женщин и стариков появилась чуть позже. В декабре прошлого года президент Михаил Саакашвили заявил: http://www.georgiatimes.info/analysis/28413-1.html «Каждая грузинская семья должны быть готова, каждая улица, район, квартал, село, город, каждый населенный пункт и каждый дом и семья должны быть готовы к оказанию сопротивления и к тому, чтобы стать бастионом, превратившимся в крепость, построенную ради свободы Грузии». Через полгода эмоциональное выступление в сталинском духе вылилось в законопроект.
Гия Мелитаури считает большую часть нововведений в системе резервной службы полезными для Грузии. Чем боеспособнее будет страна, тем лучше. И если что-то вызывает критику у эксперта, так это слишком малое число резервистов, определенное законом. Вместо десятков тысяч вооруженных граждан, о которых мечтал президент Грузии, говорится о трех тысячах человек. Зачем тогда расширять контингент подлежащих мобилизации? Зачем призывать сыновей из семей, где один ребенок?
- В законе много неясностей. Совершенно не сказано о подготовке боевого резерва, - удивляется Мелитаури. - То, что собирается готовить Национальная гвардия, - это две кооперированные бригады легкой пехоты чисто для выполнения задач по техногенным катастрофам, природным катастрофам и для обеспечения безопасности тыла и освобождения боевых соединений от этой рутинной работы. Получить дополнительную информацию неправительственным организациям и независимым экспертам невозможно. Но я надеюсь, что после принятия этого закона, встанет вопрос и о подготовке боевого резерва для регулярных частей.
Как видно, не только власти, но и общественность Грузии озабочена созданием боеспособных частей из гражданского населения. Страна опять готовится к войне? Мелитаури уверяет, что нет. «Просто резерв - важная составляющая вооруженных сил, без которой функциональность ВС не будет обеспечена. Не надо это рассматривать как угрозу чему-то».
С ним соглашается российский эксперт Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа. Было бы странным, считает он, если бы Грузия после поражения в августе 2008 года собиралась снова воевать с Россией.
- Для чего тогда пополнять резервы?
- Просто для того, чтобы восстановить вооруженные силы после той войны. Для чего вообще государства имеют армии? Грузия потерпела поражение, потеряла значительную часть вооруженных сил. С ее точки зрения, пятая часть ее страны оккупирована. С севера находится страна, которую Грузия воспринимает как агрессора.
- Сама по себе резервная служба - насколько серьезная сила для армии, как влияет на боеспособность страны?
- Она малоэффективна, как показывает даже американский опыт. Боевые качества резервистов на порядок меньше, чем у регулярных военнослужащих. В России эта служба умерла с распадом Советского союза. Может, резервисты формально и есть, но фактически, их нет. Потому что не проводятся сборы.
- Но если резервная служба неэффективна, зачем ей уделять внимание?
- В случае с Грузией я не вижу других вариантов, кроме наличия резервистов. Много резервистов нужно той стране, перед которой стоит угроза крупномасштабной войны. Грузия под это определение подходит. Я сомневаюсь, что они это эффективно организуют, но у них другого выхода нет.
- В Грузии хотят поставить под ружье всех, даже женщин и стариков.
- В случае крупномасштабной войны, когда страна явна слабее противника, как правило, ставят под ружье всех. Так было в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны, потом в гитлеровской Германии. Это способ ведения войны, он не зависит от политической системы. Ни Россия, ни Грузия не скрывают, что они друг другу потенциальные противники. Но Россия несопоставимо сильнее Грузии в военном отношении.
- Но зачем готовиться к войне, если она не может быть успешной?
- Смотря на что рассчитывать - на партизанскую войну или на внешнюю помощь, но и тогда нужно воевать хоть для начала. У Грузии мало вариантов - нужно капитулировать или делать хоть что-нибудь.
Впрочем, всегда есть и третий вариант - договор и мирное сосуществование с Россией, без капитуляций и партизанщины. Но только не при этих людях в руководстве Грузии.
Светлана Болотникова