Грузины тешат себя мыслью, что судьба их государства для США представляет первостепенный интерес. Сейчас все грузинские информагентства тиражируют заявление чиновника Госдепа, призывающее Россию к «деоккупации» Абхазии и Южной Осетии.. Значит, Грузия не брошена на произвол судьбы? Но если разобраться, нужна ли американцам грузинская демократия, целостность, экономическое процветание? Пока создается впечатление, что единственный неподдельный интерес американцев в Грузии - ее антироссийская риторика.
Если кто-то верит, что американцы шли в Ирак строить демократию, то советую поинтересоваться, на каких условиях там теперь работают иностранные нефтегазовые корпорации, деятельность которых раньше была строго ограничена. А также подсчитать, сколько средств американских налогоплательщиков съели марионеточное правительство и американские компании, работавшие по контракту с Вашингтоном. Рядовые иракцы и американцы получили отрицательный результат от всей этой кампании. Воротилы некоторых сфер бизнеса - обороны, медицины, охранной деятельности - огромные прибыли. Американское государство обрело влияние на богатый углеводородными ресурсами и идеологически сильный Иран.
Похожая история разыгрывается в Афганистане, куда приход НАТОвских войск отнюдь не принес счастья, справедливости и демократии. Зато обеспечил заказами оборонку США и позволил Вашингтону следить за среднеазиатскими потоками энергоресурсов. Особенно за теми путями доставки, что ведут в Китай - еще одну страну, претендующую на мировое первенство в ближайшем будущем.
Грузия согласилась строить американскую демократию без сопротивления. Хотя и ей удалось навязать за кредиты, а местами передать бесплатно для грузин, но далеко не бесплатно для американских граждан, огромное количество вооружений. Потом реализовать их в заведомо проигрышной войне в Южной Осетии, а после августа 2008 года продать еще энное количество, пополнив потери.
Кто-то говорит, что Михаил Саакашвили не так понял приказы Белого дома, кто-то - что Россия была согласна отдать Цхинвал, но передумала. Но если принять во внимание стратегию, которой пользуется американский военпром в других странах, то можно предположить, что заварушка в Южной Осетии была навязана финансово заинтересованными в войне лицами. Возможно, сигнал старта поступил из Пентагона. Ведь, как выясняют независимые исследователи, такие как Наоми Кляйн, чиновники в правительстве США, в том числе в министерстве обороны, весьма успешно сочетают бизнес с управлением государством.
В этом случае определенно можно сказать, что целью США было финансовое обогащение определенных лиц, которые намеренно смешивают государственные интересы с личными. Территориальная целостность Грузии волновала авторов операции «Чистое поле» или «Наведение конституционного порядка в сепаратистском регионе» меньше всего.
Вторая цель американцев в Грузии, тоже весьма практическая, сводится к пресловутому контролю над транзитом и добычей углеводородных ресурсов в причерноморском и прикаспийском регионах. Грузины считают, что эту же цель преследует Россия. Причем, если Запад готов платить за транзит в обход России звонкой монетой, то Кремль, якобы, хочет лишить Грузию независимости и пользоваться ее территорией, как своей собственностью.
Но трубопроводы, особенно если примирить Армению с Турцией, можно вести и в обход Грузии. А те деньги, что дают США и другие западные страны, грузины отрабатывают по полной: солдатами в Афганистане, куда уже ни одна приличная страна мира посылать сыновей не хочет; открытием своих рынков для импорта, задушившего местное производство; наконец, рискованными либеральными реформами, оставляющими за бортом нового капиталистического строя большую часть небогатого населения.
И ладно бы в результате всех этих жертв на остатках грузинской территории воцарилась обещанная демократия. Но ведь только совсем уж забубенные комментаторы не видят признаков авторитаризма в стиле правления Михаила Саакашвили. Контроль правительства над СМИ и сосредоточение крупных компаний в руках ближайшего окружения президента - уже достаточно ясно показывает, кто в доме хозяин.
Можно назвать и еще один пунктик в американском интересе на Южном Кавказе - вытеснение российского влияния с целью ослабления давнего геополитического противника.
«Холодная война» России с Западом, как выясняется, не прекращалась. Сначала российские политики вроде бы верили, что улыбки рейганов и бушей - это признак искренней дружбы. Потом поняли, что это новая тактика. Пока президенты рассыпались в любезностях, другие подразделения американского правительства разрабатывали весьма недвусмысленные доктрины по освоению бывших сфер влияния Москвы, от развала СССР до распада уже самой России.
Что мы наблюдаем сейчас? Пока Дмитрий Медведев и Барак Обама поедают фастфуды, наверное,чтобы почувствовать, как несладко живется рядовым американцам, «ястребы» из ФБР раскрывают российскую «шпионскую сеть». При этом никто не может объяснить, что же такого секретного удалось раздобыть одиннадцати членам группы агентов.
Так что далеко не всем в американском руководстве нравится новый курс на многополярный мир, поддержанный Бараком Обамой. Те, кто до сих пор представляют Америку всемирным гегемоном, не терпят реверансов в отношении России. Поэтому задержание шпионов, по словам президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, «это внутренние разборки» в американской элите. «Этот скандал просто подтверждает, что никаких дружественных отношений между Россией и Соединенными Штатами, даже между элитами этих государств нет. Есть вечное противостояние двух геополитических субъектов», - считает эксперт.
Часть американского истэблишмента продолжает натаскивать Тбилиси в борьбе с Москвой, в то время как другие советуют налаживать отношения. Призыв активизировать свое присутствие на Южном Кавказе прозвучал в выступлении аналитика Атлантического Совета Соединенных Штатов Александра Петерсона на конференции "Развитие стратегии Соединенных Штатов на Южном Кавказе и Каспийском бассейне" в Вашингтоне.
"Позиция США в регионе хуже, чем это было когда-либо после развала Советского Союза. Хуже, чем это было во времена 1990 годов, и чем это было до вторжения России в Грузию. В худшем - я подразумеваю то, что у нас нет рычагов, и там, на страшно низком уровне наше влияние"- возмутился Петерсон, словно влияние на другом полушарии - жизненно необходимо каждому американцу. К слову, грузинские журналисты, когда-то возмущавшиеся термином « влияние» из уст российских дипломатов, Петерсона цитируют взахлеб.
Не менее острым было выступление представителя военного колледжа американской армии, Стивена Бланка, который заявил, что необходимо возобновить поставку оружия Грузии, чтобы Грузия могла держать оборону в случае необходимости. Если говорить иным языком, дайте американской военной промышленности госзаказы под удобным предлогом поддержки стратегического партнера.
На почве противостояния с Россией выросло и заявление одного из чиновников Госдепа США, где впервые, что особенно подчеркивают грузинские СМИ, употребляется термин «деоккупация», указывающий на незаконность пребывания российских войск в Абхазии и Южной Осетии. Говорят, именно этим вопросом будет заниматься госсекретарь Хилари Клинтон в Грузии в рамках кавказского турне, которое состоится на следующей неделе. Тон визиту задал уже сегодня ее заместитель по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон. Он призвал Россию вывести свои войска из недавно признанных ею республик.
Может быть, в этом пока американские и грузинские интересы и сходятся. Но если говорить по большому счету, на грузин, на их внутреннюю политику, на самобытность, наконец, заокеанским друзьям наплевать. Есть задачи поважнее - такие, как встающая с колен Россия и пробуждающийся Китай. Как недавно откровенно выразился чиновник Белого дома в разговоре с журналистом американского журнала Foreign Policy, «нас не интересуют права человека или строительство демократии, нас не интересуют Израиль и Турция, также как и мир в Нагорном Карабахе или Грузии... Нас не интересуют даже азербайджанские энергоресурсы. В данный момент нас беспокоит лишь одно - Афганистан». Закрепление в этой стране проамериканских сил - залог успешного давления в будущем и на Пекин, и на Москву. А Грузия интересует постольку - поскольку помогает решению этой задачи.