Очень хочется порадоваться за Грузию, в которой рождается все больше детей. Сводки по демографии теперь с удовольствием пересылают, перечитывают и переписывают. 25 тысяч новорожденных насчитали с января по май. В том же темпе грузинские женщины разрешались от бремени и в прошлом году. Не это ли доказательство экономических успехов правительства? Было бы неплохо, если так. Но ведь одновременно с ростом рождаемости, растет и эмиграция. Захотят ли эти дети остаться на родине?
Верующие люди в Грузии приписывают рост рождаемости чудесам Патриарха Илии Второго. Вот уже третий год, как он крестит грузинских младенцев из многодетных семей. 10 дней назад было совершено двенадцатое по счету массовое крещение. Всего у Илии уже больше пяти тысяч крестников.
У бэби-бума есть и более прозаическое объяснение. Нынешний рост рождаемости на всем постсоветском пространстве - это последний привет СССР. Вошли в детородный возраст младенцы перестроечной эпохи - 88-91 годов, рожденные матерями с верой в квартиру для каждой советской семьи и в светлое будущее уже назавтра.
В Грузии принято рано жениться, и рожать поколение конца 80-х стало на два года раньше, чем в России. Впервые о буме заговорили по итогам 2008 года. Удивлялись, как в стране, пережившей войну с Южной Осетией, могло народиться столько детей. Но зачаты-то они были до августовских событий! Так что проследить, повлияли ли экономический кризис и военные действия на рождаемость, можно было только по итогам 2009 года.
И вот пришли из департамента статистики утешительные данные: рождаемость в Грузии увеличилась на 12 процентов, в сравнении с 2008 годом, и составила 63 377 человек. Это самый высокий показатель после 1992-1993 годов.
Данные за первые месяцы 2010 года подтверждают тенденцию. К маю уже рождено 25 133 гражданина Грузии.
А ведь еще полтора года назад эксперты трубили о демографической катастрофе, старении нации и вымирании грузин. Председатель Департамента общественной географии Георгием Гогсадзе обращал внимание, что и ресурсов для повышения рождаемости не осталось. Молодежь эмигрирует. Количество абортов возросло до 22 двух тысяч в год.
ООН год назад включила Грузию в число 45 стран, в которых наблюдается старение нации: более 16 процентов граждан страны - старше 65 лет. Ученые прогнозировали, что если тенденция сокращения рождаемости и увеличения миграции продолжится, то к 2050 году население страны составит всего 3 миллиона человек. Сейчас, по официальным данным, в Грузии живут 4 миллиона 222 тысячи человек.
И вот все эти расчеты опровергает упрямая реальность. Ура-патриоты успели сказать, что рождаемости способствует стабильность в экономике и государственные программы дешевого страхования. Ну, если постоянное безденежье и безработицу называть стабильностью, то это так. А страховщики вообще считают, что плановая беременность - не их забота. Они же зарабатывают на том, что не каждый застрахованный попадет к кризисную ситуацию. А каждая беременная женщина, так или иначе, должна разрешиться от бремени. Плюс к тому, муниципальных детских садов сейчас гораздо меньше, чем было в советское время. Частный садик за 200-300 лари потянуть могут не все, ведь это почти целая зарплата учителя.
Бесплатное медицинское обслуживание детей заканчивается после трех лет. Возможно, поэтому так высок показатель детской смертности. Тридцать детей из тысячи родившихся не успевают дожить до пяти лет. Это меньше, чем в Азербайджане, но больше, чем в Армении, и столько же, сколько в Казахстане. Таковы данные доклада Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
И потом, если бы в Грузии все было действительно так хорошо, что делали бы тысячи грузинских эмигрантов в Западной Европе и сотни тысяч - в России? Наверное, вернулись бы на родину по первому же призыву Михаила Саакашвили. А они возвращаться явно не хотят.
Сегодня из Польши была депортирована очередная партия грузинских беженцев численностью 35 человек. Еще несколько рейсов выполнены с начала года. Проживают эти люди во временных лагерях, в бедной обстановке, при минимуме удобств. И просят поляков не возвращать их на родину. Лучше быть бедным в Польше, чем безработным дома.
Весной появилась статистика ООН, которая привела ужасающие факты. Поток желающих получить политическое убежище грузин вырос во много раз. В 2008 году лишь 54 человека просили об этом статусе, а в 2009 году - уже больше пяти тысяч. Основной прилив пришелся на Польшу, куда попасть довольно просто через белорусскую границу. Представительница Варшавы Патриция Пржеслакиевич отмечала, что бежит в основном негрузинское население, а представители этнических меньшинств.
Все это обеспокоило оппозицию, обеспокоило общественность. Но только не власти. Они быстро нашли объяснение происходящему. Никакого всплеска миграции в 2009 году не было, объяснил журналистам депутат Гия Арсенишвили. Просто те, кто эмигрировал за последние годы и жил в Европе неофициально, были введены в заблуждение. Кто-то им сказал, что в Польше упростили процедуру получения статуса беженца. Вот они разом и обратились к польскому правительству. Да попали в лагеря.
Но заметим, эмигранты и не подумали обратиться за помощью к властям в Грузии, хотя те и обещали вернувшимся соотечественникам работу, жилье и всяческие льготы.
Как видно, рожают детей в Грузии не благодаря, а вопреки экономической ситуации. В западных странах, где люди получают зарплаты побольше и социально защищены получше, напротив, детей заводят все меньше. А на африканцев, индусов, арабов и прочие быстроразмножающиеся народы цивилизованный мир смотрит свысока: вот, обеспечить потомство не могут и не предохраняются. Потом дети из бедных стран едут покорять матушку-Европу, а она, как и Москва - не резиновая. Кому нужны эти «лишние» даже для родины люди?
В адрес грузин такие обвинения уже тоже, кстати, появились на некоторых форумах. Мол, сначала надо дом построить, дерево посадить, а потом уж ребенка заводить. На мой взгляд, это личное дело каждого. В конце концов, в солнечной Грузии и одежды меньше надо покупать, чем в северной России, и фруктов вдоволь, и вообще дети - счастье незаменимое, по крайней мере, для большинства женщин. А мужчинам, пожалуй, и правда, пора перестать строить хрустальные мосты и взяться за переустройство родины, чтобы она стала более привлекательной для потомков и им не нужно было бы "отправляться на экспорт".