С Эдвардом Радзинским и Львом Анненским корреспондент GeorgiaTimes побеседовал о борьбе грузинских властей с советским прошлым и о стремлении команды Саакашвили искоренить воспоминания об общей победе над фашизмом и дружбе народов. Судьбу памятника в Гори повторил в минувшие выходные и монумент Сталина в Ткибули.
Отношение нынешних правителей Грузии к общему с Россией прошлому хорошо известно. В декабре по приказу президента Грузии Михаила Саакашвили в Кутаиси был взорван Мемориал Славы. Представители грузинского режима так торопились уничтожить символ исторического с Россией прошлого, что в результате подрыва погибли 8-летняя девочка и ее мать.
Уже весной, вместо того, чтобы 9 мая почтить память соотечественников, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом, в Грузии учредили ежегодный день грузинской полиции в один день с днем Георгия-Победоносца, а 65-летие Победы отмечать не стали.
Теперь правители Грузии решили искоренить память о своем соотечественнике Иосифе Джугашвили. За последние дни в республике было демонтировано два памятника Сталину. Более того, на месте памятника в Гори планируется установить мемориал погибшим в августовской войне 2008 года и жертвам сталинских репрессий.
Как объяснить эту ожесточенную борьбу грузинских властей с советским прошлым? Об этом корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с известными российскими писателями и публицистами.
Эдвард Радзинский, писатель, автор книги «Сталин»
Эдвард Станиславович, Вы очень сильно и глубоко раскрыли тему тирании Сталина. По Вашему мнению, есть ли эта тирания в современной Грузии?
Я не был в Грузии много лет, поэтому сказать о том, есть ли там тирания, мне сложно. А отвечать по публикациям газет я не привык. Поэтому того, чего я не знаю, я не могу утверждать. То, что они уничтожают памятники Сталину - дам им Бог, как политическое действо - это очень правильно. Как культурное действо - я бы их не уничтожал, а на постаментах писал «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
Как Вы относитесь к тому, что в Кутаиси взорвали Мемориал Славы?
Наверное, делать этого ни в коем случае нельзя, это дело стыдное.
С чем связана борьба властей Грузии с советским прошлым?
Я не знаю, борьба ли это властей или это действия, как в Прибалтике, определенных людей, которые так оповещают о своих взглядах. С большим удовольствием приехал бы в Грузию, потому что очень люблю эту страну и необычайно уважаю эту культуру.
Как, на Ваш взгляд, снос памятников Сталину может отразиться на исторической перспективе Грузии?
История часто преподносит сюрпризы и предсказать, что произойдет с восточно-европейскими странами, нельзя. Вряд ли кто-то мог предположить, что в Москве вместо лозунга «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи» будет висеть Samsung.
Главное, на что я надеюсь, так это на то, что этот холод отношений будет преодолен, и разум победит в обеих странах.
Лев Анненский, писатель и публицист
Лев Александрович, как Вам кажется, каковы истинные мотивы такой борьбы с советским прошлым, которую демонстрирует сегодняшнее руководство Грузии?
Грузия решила переориентироваться на Запад, этим и объясняется стремление уничтожить память об общем прошлом. Мне очень жаль видеть это, потому что я вырос в дружбе с грузинами. Поймите, это памятник не Сталину, а эпохе. А эпоха никуда не денется из истории. Надеюсь, что от нас они искоренения грузинского не дождутся.
Аукнется ли Саакашвили такая политика внутри Грузии?
Нынешние действия Саакашвили, безусловно, отразятся на его политической карьере, как отразились они и на карьере бывшего президента Украины Ющенко. После ухода Саакашвили в таких диких, вызывающих формах эта политика продолжаться не будет. Сейчас Грузия пытается стать независимой, но независимости в природе не бывает, все от кого-то зависят. Вопрос в том, кто на каком этапе чем тешится. Как пойдет дальше - будет зависеть уже от грузинского народа.