Российские и западные СМИ сегодня обсуждают визит президента Грузии во Францию. Отмечается, что одиозному президенту кавказской республики удалось прорвать изоляцию, в которой вольно или не вольно оказалась Грузия после августовских событий 2008 года и нелицеприятных выводов европейских экспертах о причинах этой одной их самых краткосрочных и абсурдных войн XXI века. Последнее время много говорилось о том, что от Саакашвили отвернулись лидеры европейских стран. Но Михаил Николаевич сделал рывок и все-таки добился встречи с президентом Франции Николя Саркози, который сыграл важную роль в прекращении конфликта. Удастся ли Саакашвили вернуть расположение Европы?
Оппозиция Грузии в течение года постоянно говорила, что Грузия потеряла поддержку Европы и Запада из-за Саакашвили, действия которого не всегда поддаются логике. Действительно, бывший любимец заокеанских демократий последнее время редко бывал в Европе. Так что нынешнюю встречу с Саркози официальный Тбилиси расценил как историческую. Сегодняшний коммерсант опубликовал статью под заголовком: "Михаил Саакашвили прошел сквозь изоляцию". Михаил Николаевич тоже успел сделать комментарии по этому поводу. В интервью французскому изданию 20 Minutes он заявил: "Мой визит хоронит попытки России изолировать нашу страну". При этом не упустил момента вновь напомнить Франции о недопустимости продажи России Mistral. В какой-то мере именно из-за нескончаемой критики со стороны Грузии Парижа за договоренность с Россией по этому вопросу, и пробежал холодок в грузино-французских отношениях.
Грузинские СМИ то и дело сообщали, что европейская демократия прогибается перед Россией из-за энергетической зависимости. В Париже дали понять, что вправе заключать сделки без вмешательства Грузии. Но власти Грузии предприняли очередную попытку помешать российско-французскому контракту. "Русские, отказывающиеся соблюдать условия мирного соглашения, никогда не скрывали своих целей: по их словам, будь у них Mistral во время войны 2008 года, они завершили бы вторжение в Грузию за 40 минут вместо 48 часов. У нас нет никаких средств для защиты от Mistral" – вещал вчера Саакашвили. - "Однако Франция продолжает оказывать давление на Россию, чтобы та соблюдала мирные соглашения, поэтому я настроен оптимистично. Франция никогда не бросала Грузию. Тот факт, что мой официальный визит организован за два дня до визита Путина, - очень ясный сигнал. Он хоронит попытки России изолировать нашу страну".
Напомним, еще в конце прошлого года Россия и Франция заявили о начале переговоров о поставке в РФ четырех вертолетоносцев "Мистраль". Как пишет интернет издание k2kapital.com, точно известно, что хотя бы один из них будет сооружен на верфи во Франции. Другие могут быть по лицензии отстроены и в России. Несмотря на то, что в Тбилиси то и дело говорят о новой возможной войне с Россией (репортаж "Имеди" о выдуманной войне чего только стоит! – И.П) здесь уже не так уверены в безоговорочной поддержке мирового сообщества юной демократии, как это наблюдалось в первые дни августовского конфликта. Так, газета "Фигаро" сообщила, что грузинская делегация не стала вступать в конфликт с Елисейским дворцом из-за продажи России вертолетоносцев класса "Мистраль" и передачи ей военных технологий. Издание приводит слова участвовавшего в переговорах неназванного грузинского дипломата: "Россия уже добилась символического результата: государство - инициатор договора о прекращении огня соглашается продать оружие стороне, которая его нарушает! Но мы не собираемся воевать с Францией по этому поводу".
Вероятно, именно поэтому, несмотря на то, что эксперты отмечают, что в отношениях Парижа и Тбилиси наметилось потепление, многие склонны считать, что несмотря на переговоры господина Саакашвили в Париж, о кардинальном изменении отношения к нему говорить пока преждевременно. Как пишет "Коммерсант", эксперт Центра по исследованию России и новых независимых государств Института международных отношений в Париже Доминик Фин сделал такой комментарий: "Для Франции более приоритетным является вопрос сохранения и развития отношений с Россией, а не с Грузией, тем более, на фоне скептического отношения к грузинскому президенту, которое сложилось после августа 2008 года. В этих условиях главное для президента Грузии (как и для глав других нестабильных государств) — это получить возможность высказаться и время от времени напоминать миру о себе и своих проблемах".
Грузинский политолог Гия Хухашвили считает, что результативность визита президента Саакашвили в Париж можно будет оценить лишь в зависимости от того, какие комментарии сделает Путин по завершении встречи с Саркози. По мнению Хухашвили, плохим признаком было то, что после встречи не состоялся совместный брифинг. По его словам, президенту Саркози перед встречей с Путиным нужна была встреча с Саакашвили. Данная встреча, считает политолог, носила определенную подготовительную функцию, в частности, для определения функции Парижа на Кавказе, а не благожелательного отношения Парижа к Тбилиси. "Если после встречи с Саркози риторика Путина в отношении Грузии будет такой же, как до визита в Париж, можно считать, что визит Саакашвили был безрезультатным", - отмечает Хухашвили в интервью грузинским СМИ.
По мнению другого грузинского эксперта, Пааты Закареишвили, если даже после встречи президентов Грузии и Франции в Париже будут сделаны какие-либо публичные заявления, то Саркози лишь ограничится сожалением в связи с невыполнением Россией всех пунктов соглашения. С другой стороны сам грузинский президент может получить советы от французского коллеги: Саркози, по мнению эксперта, посоветует Саакашвили быть более сдержанным по отношению к России. Как отметил Закареишвили в комментариях BBC, Запад разочаровался в возможности демократизации нынешнего руководства Грузии и просто напросто выбрал стабильность. И эту стабильность на сегодня гарантирует именно Саакашвили.
Вопрос разве что в том – что именно вкладывается в слово стабильность: стабильно-регулярные митинги, акции протеста и вечная напряженность с Москвой или очередная попытка взрастить в Грузии демократические ценности? Власти Грузии надеются на второй вариант. "Грузия является лабораторией демократических реформ" - такое заявление сделал президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая с докладом в Институте политических наук в Париже в рамках своего визита во Францию. Он отметил, что Грузия развивается по европейской модели, но напомнил, что российские танки стоят в 30-ти километрах от Тбилиси, и если "соседнее государство не помешает", то вскоре Грузия станет лучшим образцом европейской модели государства в регионе. Так что визит в Париж Михаила Николаевича проходит по давно знакомому всем тренду: мы хотим быть развитой демократией, и только Россия виновата в том, что Европа и Запад усматривает в стране проявление диктатуры и нарушения демократических свобод. Мало у кого остается сомнений, что и реакция Европы будет прогнозируемой: "перезагрузка" с Россией – первична и Грузия вряд ли этому может помешать.