Воскресное выступление российского вице-премьера Сергея Иванова в Сингапуре на Международной конференции по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе "Диалоги Шангри-Ла" стало неприятной неожиданностью для грузинского политического истеблишмента. Впервые со времен августовского конфликта 2008 года высокопоставленным российским руководителем были сформулированы причины, подтолкнувшие Россию к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии.
Иванов отметил, что в течение 15 лет российские миротворцы поддерживали порядок в регионе, но "нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008-го года подорвало международные усилия в урегулировании этих конфликтов и подтолкнуло Россию на вмешательство для защиты местного населения". Также Иванов обратил внимание участников конференции на то, что "провозглашение Абхазией и Южной Осетией независимости в августе 2008 года наглядно продемонстрировало неприемлемость применения радикальных военных методов для урегулирования конфликтов, а также важность политического диалога и поиска решений, приемлемых для всех сторон конфликта".
Таким образом, российский вице-премьер ясно дал понять, что целью признания независимости двух республик было недопущение эскалации конфликта на Южном Кавказе. Безусловно, одно дело - бороться с "сепаратистскими режимами" в "мятежных регионах", и совершенно иное - вступать в открытый конфликт с независимыми государствами. Неоднократные смешки по поводу признания Абхазии и Южной Осетии со стороны Никарагуа и Науру, по большому счету, не имеют особого значения. Куда как более важен факт признания и покровительства со стороны однй из крупнейших мировых держав. Остальное же - вопрос времени и дипломатии.
Следует также понимать, что признанием независимости Россия в большой степени погасила напряженность в регионе, в том числе обезопасив свои границы созданием буферных зон. Не за горами 2014 год - год Сочинской олимпиады. Вполне естественно, что руководство России заинтересовано в спокойном и стабильном Кавказе. Этим объясняется и недавнее назначение Хлопонина на должность вице-премьера по Северному Кавказу, и поддержка - в первую очередь экономическая - Абхазии и Южной Осетии, и активное участие российских дипломатов в урегулировании карабахского конфликта. Сергей Иванов своим выступлением дал понять всем заинтересованным сторонам, что России не нужна напряженность в регионе - и для достижения стабильности будут использованы все доступные инструменты.
Стоит еще раз обратить внимание на вышеприведенную цитату из выступления вице-премьера - военные методы признаются совершенно неприемлемыми, и это указывает на, мягко говоря, ошибочность заявлений официальных грузинских лиц, недавно устроивших истерику по поводу якобы запланированной Россией "новой войны против демократической Грузии". Напомним, что и события августа 2008 года, эскалация грузино-осетинского конфликта были спровоцированы отнюдь не российской стороной. Не следует забывать и о том, что первыми жертвами той краткой войны стали российские миротворцы, люди, поддерживавшие мир и порядок в Южной Осетии. Готова ли Грузия к мирному, спокойному разговору о развитии Кавказа и его будущем? При Саакашвили - маловероятно. Даже если предположить наличие в его окружении здравомыслящих людей, все равно любые действия подобного рода будут расценены ими, как проявление собственной слабости.
Руководство Грузии действиями, проводимыми на внешнеполитическом поле последние два года, загнало себя в совершенно тупиковую ситуацию, из которой не видит выхода. Например, для столь желанного для Тбилиси вступления в НАТО необходимо отсутствие территориальных проблем. Решения существует лишь два - либо силой вернуть Абхазию и Южную Осетию - что маловероятно, либо признать их независимость - что опять-таки маловероятно. В первом случае слишком мало сил, во втором - слишком много гордости. Вероятно, такая сложная ситуация и стала одной из причин освещения вопроса на конференции, посвященной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия в очередной раз показала готовность к диалогу - вопрос лишь в том, способен ли на него официальный Тбилиси. Впрочем, грузинская оппозиция в последнее время делает шаги навстречу официальной Москве - и, таким образом, есть надежда на решение существующих проблем в обозримом будущем.