Запуск «Первого Кавказского» телеканала и последующие события, связанные с ним, уже сделали медийному проекту Тбилиси неплохой пиар. Еще бы - за раскрутку вещателя лично взялся президент Грузии Михаил Саакашвили. Поздравляя в январе «Первый Кавказский» с началом вещания, грузинский лидер заявил, что очень доволен появлением в стране мощного русскоязычного телеканала, поскольку, по его словам, русский язык является важнейшим пластом культуры на Кавказе и средством для ведения диалога, который нельзя терять.
Через месяц от былого благодушия президента не осталось и следа. Французская компания Eutelsat прекратила транслировать программы телеканала в связи с полной загруженностью спутника W7 и предложила Тбилиси другой спутник для вещания, который также покрывает территорию Грузии и западной части России.
Саакашвили, однако, увидел в этой истории «руку Москвы». Президент посчитал, что отключение «Первого Кавказского» - это капитуляция французов перед «Газпромом», который якобы создает параллельную реальность и блокирует «альтернативную мысль». «Отключение канала является опасным прецедентом международной политической цензуры», - подчеркнул тогда грузинский лидер.
В итоге грузинская сторона отправилась доказывать свое право вещать в северокавказском направлении, ни много ни мало, в парижский суд. Представители официального Тбилиси заявили, что рассчитывают на признание судом «неэтичных и неприемлемых в бизнесе действий» со стороны французской компании и возвращения спутника. В противном случае Грузия намерена потребовать компенсацию в размере 15 миллионов евро.
Судебное разбирательство в Париже должно завершиться 12 июля, но, похоже, ждать в столице Сакартвело не любят. Как сообщила руководитель информационной службы «Первого Кавказского» Екатерина Котрикадзе, Общественное ТВ республики приняло решение приостановить телевещание канала и заняться его реорганизацией, оставив лишь интернет-формат. По ее словам, такой шаг косвенно связан и с рассмотрением иска Грузии в парижском суде, до решения которого и будет проведено реформирование канала.
Одновременно с «Первым Кавказским» реорганизации подвергнется и «Первый» канал страны, также принадлежащий Общественному ТВ республики. Отныне прекращается трансляция всех программ, кроме новостных, а с будущей недели на канале начнут показывать матчи Чемпионат мира по футболу. «В эфире остается развекательно-новостной блок утренних передач, после чего в очень интенсивном режиме будет проходить трансляция футбола», - цитирует «Новости-Грузия» председателя попечительского совета Общественного ТВ Левана Гахеладзе. Ожидается, что в обновленном виде телеканал выйдет в эфир лишь в октябре.
Уход двух каналов на реструктуризацию некоторые эксперты поспешили связать с банкротством общественного ТВ Грузии. У этой точки зрения есть свой аргумент - представители «Первого Кавказского» не стали скрывать, что изменение режима вещания связано с решением парижского суда. А, значит, грузинская сторона может рассчитывать на получение заявленной Тбилиси солидной компенсации, которая выше текущего бюджета Общественного ТВ (12 миллионов долларов).
Генеральный директор Общественного ТВ Гия Чантурия, однако, категорически опровергает подобные догадки. «Ничего подобного не произошло, - заявил он. - У нас есть бюджет, который расписан, и мы этому следуем. Не могу сказать, что у нас много денег, но как бюджет запланирован, так мы и работаем». Чантурия также добавил, что вслед за закрытием передач последует временное увольнение сотрудников телеканалов.
Что ж, вне зависимости от решения парижского суда, «Первый Кавказский» действительно может остаться в медийном пространстве. В худшем случае речь пойдет об изменении формата и реорганизации канала в интернет-телевидение. Вопрос в другом - так ли необходима авторам проекта по созданию пропагандистского медиаинструмента, вещающего на юг России и Запад, веб-аудитория?