На днях у здания парламента прошла акция протеста, участники которого протребовали встречи с председателем парламента Давидом Бакрадзе, чтобы обсудить с ним ситуацию вокруг тюремного заключения сына первого президента республики Цотнэ Гамсахурдиа, передает Lenta.ru. По словам собравшихся, Гамсахурдиа находится в тяжелом состоянии и хочет рассказать журналистам об издевательствах со стороны надзирателей.
В ходе митинга Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа заявила, что готова пойти на самосожжение перед зданием высшего законодательного органа страны в том случае, если власти не разрешат журналистам навестить в тюрьме ее сына. «Цотнэ голодает уже 20 дней с требованием наведения порядка в тюрьмах Грузии и намерен объявить сухую голодовку, что может стать смертельным решением», - подчеркнула она.
Цотнэ Гамсахурдиа был задержан полицией в октябре прошлого года по обвинению в умышленном нанесении огнестрельного ранения своему соседу. Подсудимый отрицал предъявленные ему обвинения и требовал своего освобождения, поскольку его сосед в ходе следствия заявил, что Гамсахурдиа в него не стрелял. Впрочем, несмотря на отсутствие доказательств, Тбилисский суд несколько раз продлевал следствие. Более того, против Цотнэ в ходе судебного процесса постепенно возбуждались новые дела. Сначала - попытка умышленного убийства, потом - шпионаж в пользу России и участие в антиправительственном заговоре.
В феврале к старым обвинениям прибавилось еще одно - нанесение повреждений легкой степени тяжести. Прокурор припомнил Цотнэ события более чем десятилетней давности: мол, 21 ноября 1998 Гамсахурдиа нанес повреждения полицейскому. При этом обвинение проигнорировало элементарные правила делопроизводства: возбудило уголовное дело без иска пострадавшего и уже после истечения срока давности преступления. Венцом истории стал приговор - Гамсахурдиа получил 9,5 лет тюрьмы.
За время нахождения под стражей Цотнэ уже трижды объявлял голодовку. Первая закончилась тем, что врачи выводили его из состояния, близкого к коме, с помощью электрошока. В декабре Цотнэ объявил голодовку во второй раз, что в итоге привело к коме.
Вновь вернувшись в сознание, Гамсахурдиа начал голодовку в третий раз. Он голодает уже 20 дней и грозится полностью отказаться не только от еды, но и от воды, что в итоге может привести к летальному исходу.
Не так давно сына первого президента Грузии навестила глава движения «Солидарность с политзаключенными» Эка Беселия. По ее словам, Гамсахурдиа возмущен тем, что ежедневно по ночам слышны крики заключенных, которых подвергают пыткам.
«Ему неизвестны имена этих заключенных, но он просит оказать им помощь, - сказала Беселия. - Надеюсь, министерство по исполнению наказаний заинтересуется ситуацией в этом заведении по отбыванию наказаний, где заключенные содержатся в нечеловеческих условиях».
Ведомство, однако, пропустило призывы оппозиционеров мимо ушей. Привлечь внимание властей попытается Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа, которая не далее, как месяц назад грозилась раскопать могилу мужа и доставить гроб с останками своего супруга к министерству исполнения наказаний в том случае, если Цотнэ не будет освобожден. Правда, тогда, похоже, нашлись люди, которые переубедили отчаявшуюся женщину отказаться от таких радикальных шагов. Теперь же вдова настроена еще более решительно.
По мнению представителей грузинской оппозиции, при развитии негативного сценария вся ответственность ляжет на Михаила Саакашвили. В интервью GeorgiaTimes генеральный секретарь лейбористской партии Грузии Сосо Шатберашвили отметил: «Умный президент мог бы решить эту проблему в кратчайшие сроки и без политических осложнений, поэтому я призываю президента затушить искру, от которой может разгореться пламя».
По словам генсека лейбористов, действия властей могут привести к новой революции под знаменем освобождения Гамсахурдиа. «Дело Цотнэ для него - это дело политической воли, но Гамсхарурдиа является личным узником Саакашвили», - добавил оппозиционер.
Таким образом, теперь у президента Грузии два пути. Разрешить СМИ навестить Гамсахурдиа - значит в какой-то степени разоблачить систему исполнения наказаний. Дать отказ - навлечь на себя новый гнев народа. Что же в итоге возьмет верх?