Замминистра регионального развития России Роман Панов накануне сообщил, что уже в этом году планируется начать строительство Гагрской объездной дороги, которая должна облегчить жизнь туристам, путешествующим через Гагры до Сухума. Вместе с тем, в сферу финансируемых объектов инфраструктуры попали также сухумский молочный и хлебозаводы, Абхазский государственный университет, драматический театр и здание республиканской больницы, пишет «Российская Газета».
В апреле был утвержден Комплексный план содействия социально-экономическому развитию Абхазии. На российские деньги, по словам премьера республики Сергея Шамбы, абхазы намерены «очень много строить», только дорог - примерно 160 километров. Средства также пойдут на объекты курортной инфраструктуры, в сельское хозяйство, на социальные программы.
Помимо этой безвозмездной помощи Москва выделит на развитие банковской системы 700 миллионов рублей в виде кредита на 10 лет под низкие проценты. Шамба обещает, что государство рассчитывает наладить выдачу кредитов населению под приемлемые проценты на проекты для развития малого бизнеса. В отличие от Южной Осетии, претензий к Сухуму по расходованию средств у России никогда не было, отмечает Шамба. Более того, по его словам, на сэкономленные деньги дополнительно восстанавливались социально значимые объекты.
Как заявил на днях председатель Счетной палаты России Сергей Степашин, средства, выделяемые Россией Абхазии, должны доходить до цели и использоваться строго по назначению. Степашин уже предложил властям закавказской республики определиться, в каких конкретно специалистах они нуждаются, и выразил готовность помочь с этим. «У нас есть Институт системного анализа, Высшая школа аудита на базе Московского университета, и мы готовы обучить ваших людей, выдать им сертификаты. Такой опыт уже есть с Южной Осетией, для которой мы также готовили кадры», - цитирует сайт президента Абхазии.
Со своей стороны, Сергей Багапш отметил, что контроль за бюджетным финансированием и движением средств, выделяемых Россией в помощь Абхазии, будет осуществляться «прозрачно и открыто», а займется этим Счетная палата. Абхазский лидер считает это ведомство «сильнейшим». «Для нас важно, чтобы наши люди знали, с чего начинать и как вести работу», - добавил он.
Похоже, власти Абхазии не хотят повторять ошибок Южной Осетии. Дело в том, что восстановительный процесс Цхинвала идет очень медленно, а межведомственная комиссия под руководством Романа Панова уже не раз находила нарушения в реализации программы по восстановлению республики.
К слову, проводя аналогии между Абхазией и Южной Осетией, эксперты полагают, что первая сильно «недоинвестирована». Да и в целом отношение политологов к финансовой помощи Сухуму положительное.
Старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО Николай Силаев убежден: в будущем нужно сделать так, чтобы Абхазия сама смогла построить доходную экономику. «А инвестиции и сейчас взять неоткуда, кроме как из российского государственного бюджета. Было бы хуже, если бы Абхазии попыталась компенсировать эти расходы с помощью бума на недвижимость, как это произошло на черноморском побережье по нашу сторону от Псоу. Вряд ли от этого была бы польза. Абхазии не нужны диспропорции, а нужен государственный контроль, который позволяет сбалансировать развитие», - считает Силаев.
По его словам, сейчас российско-абхазские отношения обрели мощную юридическую базу. «Соглашения о военном сотрудничестве и другие документы создают определенную парадигму отношений, которая и в дальнейшем будет сильным, значимым фактором в двустороннем сотрудничестве», - заключил эксперт.
В свою очередь, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков говорит о том, что у России перед Абхазией есть обязательства - не юридические, но нравственные. «Видно у России такая участь - помогать нуждающимся, - подчеркнул он. - Москва уже не первый раз выступает в этой роли. Есть в этом, конечно, и стратегический интерес. Абхазия для России - важный элемент для проведения политики на Кавказе. С этим и связана финансовая помощь ей».