Несколько раз после войны в Южной Осетии Парламентская Ассамблея Совета Европы выносила на голосование вопрос о лишении российской делегации права голоса. Каждый раз Россия грозилась покинуть эту «говорильню», если подобное решение будет принято.
Дважды ПАСЕ выносила резолюции - предписания для России: вывести войска, пустить европейских наблюдателей и вернуть беженцев в Абхазию и Южную Осетию.
Россия стояла на своем, последовательно убеждая европейцев в том, что вина за все лежит на правительстве Грузии. И добилась-таки пересмотра подходов к решению этого вопроса.
На этот раз вместо резолюций ПАСЕ решила просто устроить дискуссию, для чего пригласила двух докладчиков - венгра Матиаса Йорша и британца Дэвида Уилшера, которые по-разному видят ситуацию. Йорш настаивает на возврате к довоенному положению, Уилшер призывает признать реалии.
Ни первый, ни второй доклад не набрал большинства голосов. Новый - обобщающий - доклад будет представлен уже осенью, причем Йорш не сможет быть соавтором, так как срок его полномочий в ПАСЕ истек.
Конечно, к российской делегации у европарламентариев все еще было много неприятных вопросов. Но глава МИД России Сергей Лавров отвечал так, что было ясно - правда на стороне Москвы.
Литовский депутат Эммануэль Зингерис спросил, когда же Россия выполнит резолюции ПАСЕ по российско-грузинскому конфликту. Ответ был четок и непреклонен. «Мы не можем выполнять резолюции, которые продиктованы политизированными соображениями. Думаю, что дискуссия, которая была у вас на днях здесь, позволит вывести разговоры на эту тему в более правильное русло, которое будет соответствовать и мандату, и полномочиям Совета Европы, и которое будет нацелено на то, чтобы искать конкретные сферы приложения (с пользой для конкретных людей) возможностей Совета Европы, а не для того, чтобы через этот уважаемый орган протаскивать абсолютно бесперспективные проекты», - цитирует Лаврова «ИноСМИ» со ссылкой на "Русскую служба RFI".
Грузинский депутат с сарказмом уточнил, неужели Россия собирается оставаться на уровне Венесуэлы, признавшей независимость Абхазии и Южной Осетии? «Мы не хотели признавать независимость Южной Осетии и Абхазии», - ответил российский министр.
Лавров напомнил, как разворачивались события вокруг грузинских конфликтов перед войной. По его словам, президент Грузии Михаил Саакашвили два раза встречался с Владимиром Путиным. Российский премьер торжественно обещал Саакашвили, что Россия будет уважать территориальную целостность Грузии. Но при этом Москва предложила подписать соглашение о ненападении. Тбилиси не устроил российский проект документа и представил свой. По нему Грузия предлагала вывести российских миротворцев с ее территорий. А ведь они, по словам Лаврова «ценой собственных жизней», удерживали население от взаимной резни.
«После этого случилось то, о чем вы все знаете», - резюмировал дипломат, заслужив овации. Все обстоятельства дискуссий в ПАСЕ указывают на близость «качественного перелома» в отношении российско-грузинского вопроса, считает глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев. Он остался доволен итогами сессии.
«Ко мне уже подошло несколько человек, представляющих другие страны Совета Европы, со словами признательности министру за столь подробное разъяснение российской позиции. Это продвижение вперед в понимании здесь, в Ассамблее, мотивов поведения России в августе 2008 и в последующее время. Это не моя точка зрения, а точка зрения тех депутатов, которые присутствовали в зале и слушали выступление Лаврова», - заявил Косачев.
Другой участник дискуссий, вице-спикер Госдумы Александр Бабаков отметил, что дискуссия была очень острой и к России снова предъявлялись претензии: по паспортизации жителей Абхазии и Южной Осетии, по признанию этих республик.
«На наш взгляд, это аргументы прошлого. Они никак не отражают реалий, - отметил Бабаков - Тем более, что здесь явно просматривается политика двойных стандартов. Поскольку мы знаем примеры, когда совершенно по иной мотивации, чисто политически используется практика паспортизации, например, граждан Молдовы. Определенная стратегия предложена гражданам Украины со стороны Польши. То есть, все эти темы политизированы».
Российская делегация сумела отстоять позиции, считает депутат.