Накануне в масс-медиа активно обсуждалась тема будущего признания Украиной независимости Абхазии и Южной Осетии в свете потепления отношений между Киевом и Москвой. Катализатором к такого рода прогнозам стало высказывание президента «незалежной» Виктора Януковича после встречи с генсеком Совета Европы Турбьерном Ягландом.
«Мы категорически против применения практики двойных стандартов и считаем, что пришло время рассмотреть в сложившейся ситуации критерии предоставления независимости на территориях замороженных конфликтов и подходы в локализации этих конфликтов», - цитирует expertclub.ge. Янукович добавил, что Киев готов поддержать процесс равенства ценностей демократии, прав тех народов, которые находятся на территории замороженных конфликтов.
Растиражированное высказывание Януковича многие начали трактовать, как сигнал к тому, что Украина станет первой страной на пространствах СНГ, понявшей стремление абхазов и осетин к суверенитету.
При этом, однако, мало кто вспомнил, что еще месяц назад украинский лидер официально заявил об отказе признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Свою позицию он тогда мотивировал непринятием политики двойных стандартов.
«Я был противником того, чтобы проводилась политика двойных стандартов. И когда решался вопрос независимости Косово, я сказал, что это двойные стандарты по отношению к Сербии и они обязательно в ближайшее время самым негативным образом скажутся на остальных территориях, где есть замороженные конфликты», - отметил президент Украины. Именно в марте Янукович впервые выразил убежденность в том, что ООН должна выработать единые критерии в вопросе, касающемся статуса как Южной Осетии и Абхазии, так и Косово.
Может, именно поэтому, несмотря на нынешний ажиотаж в мировом информационном пространстве, МИД Грузии заявления Януковича встретил спокойно. Как сказала замминистра иностранных дел Нино Каландадзе, Тбилиси и Киев являются стратегическими партнерами, и партнерские отношения и при нынешнем президенте Украины пересмотрены не будут. «Мы не относимся к таким заявлениям с особым ажиотажем. Украина является партнером Грузии и поддерживает ее суверенитет», - добавила Каландадзе.
Что ж, спокойствия грузинским дипломатам должна придать и новость, пришедшая из Перу. Дело в том, что Конгресс южноамериканской республики не стал рассматривать предложение оппозиционной Националистической партии страны о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. По словам лидера партии Ольянта Умала, он сожалеет, что это предложение до сих пор не обсуждалось в Конгрессе, поскольку у правительства «определенно нет намерения признавать эти две республики». Парламентарий также добавил, что Перу не обладает суверенной демократией, но должно к ней стремиться, чтобы иметь возможность установить международные отношения со странами, которые считает подходящими, а не только с теми, которые навязывают другие страны.
Как известно, Националистическая партия Перу призвала руководство республики признать независимость Южной Осетии и Абхазии еще в ноябре прошлого года. Депутаты партии направили соответствующее предложение в Конгресс, отметив при этом, что у парламента нет причин отказывать двум закавказским республикам в признании. Ольянта Умала тогда напомнил, что Перу - это одна из стран, которая уже официально признала независимость Косово, поэтому Абхазия и Южная Осетия «также заслуживают официального признания как новые республики».
Тем не менее, инициатива перуанских Националистов в жизнь так и не воплотилась. Но, как считают некоторые эксперты, Сухуму и Цхинвалу не стоит отчаиваться. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что международное признание республик будет происходить не быстро, но постепенно количество стран, признавших их независимость, будет увеличиваться. «Я не исключаю, что, так или иначе, будет признание со стороны Белоруссии, скорее после президентских выборов в республике», - прогнозирует Минченко.
Впрочем, есть и те, кто не ожидает какого-то взрывного расширения количества стран, признавших независимость абхазов и осетин. Заместитель генерального директора Фонда «Центр политических технологий» Сергей Михеев и доцент кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО Артем Мальгин сходятся во мнении, что перспективы признания сложные, а список стран, уважающих право Абхазии и Южной Осетии на суверенитет, будет расширяться крайне медленно и тяжело. Однако, по мнению экспертов, в мировой политике немало государств, которые долго не признавались, но это не мешало им нормально существовать, а залогом успеха в деле признания быть стать общая стабилизация ситуации в Закавказье и своеобразное привыкание мирового сообщества к наличию двух этих субъектов.