В Грузии в пух и прах разнесли версию Николая Патрушева о том, что след теракта в московском метро может привести и в Тбилиси. Он обосновывал это данными ФСБ о связях северокавказских боевиков с грузинскими спецслужбами.
Министерство иностранных дел Грузии адресовало Патрушеву и его коллегам ноту протеста. В ней особо подчеркивается, что Тбилиси является «активным участником антитеррористической коалиции и вносит свой вклад в дело борьбы против терроризма». «На данном этапе в Афганистане дислоцирована усиленная рота численностью 173 грузинских военнослужащих и в ближайшее время к ним присоединится батальон численностью 750 военнослужащих», - говорится в заявлении.
В таких документах, как правило, не углубляются в детали, а потому здесь нет места объяснениям, почему США вместе с НАТО положили глаз на Афганистан, граничащий со странами - лидерами по запасам нефти и газа, но не замечают террористической активности в подконтрольных им странах. Нет и статистики о том, что производство наркотиков во время присутствия международного контингента в этой стране возросло в несколько раз. Все это ставит под сомнение как роль самой антитеррористической коалиции на Ближнем Востоке и Средней Азии, так и роль грузинских солдат в этом предприятии.
В любом случае, Грузия уже считается противником терроризма в глазах международного сообщества, что и отмечает МИД. Это подтверждается и вчерашним заявлением спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби. Он попросил российскую сторону воздержаться от преждевременных обвинений. По его словам, пока все детали следствия по делу о взрывах в метро не будут изучены до конца, неприемлемо говорить о чьей-либо вине.
«Россия и ранее делала заявления о том, что Грузия имела связь с произошедшими в Москве криминальными фактами. Говорили и о том, что в Грузии находятся террористы. Мы несколько раз перепроверили эту информацию, но она ни разу не подтвердилась»,- отметил Семнеби.
Однако грузинский МИД не ограничивается восстановлением своего имиджа и «опускает» в глазах мирового сообщества самого Патрушева и «других руководителей кремлевского режима».
Российские власти, по мнению грузинских дипломатов, «с одной стороны, пытаются уйти от ответственности за свою профессиональную беспомощность и некомпетентность». А «с другой стороны, тем самым пытаются оправдать ограничение прав и основных свобод своих граждан, репрессии против политических оппонентов, разжигание ксенофобии по этническому и религиозному признаку, убийство десятков тысяч мирных жителей на Северном Кавказе и агрессивную политику против соседних суверенных государств».
Тбилиси считает, что россияне должны спросить с Кремля за ущемление своих прав после террористической атаки, так как на поверку это отнюдь не спасает от следующих взрывов. Между тем сама Грузия собирается принять антитеррористический «Акт патриота» в составе так называемой «Хартии свободы» и тем самым ограничить права своих граждан дополнительными досмотрами на границах, проверкой банковских счетов и т.п. И грузинская оппозиция уже действительно спросила у авторов законопроекта, не преследуют ли они цель расправиться с политическими оппонентами Саакашвили.
Министр иностранных дел Грузии Вашадзе еще до выступления Патрушева сказал, что искать грузинский след в московском метро могут только шизофреники. В официальном заявлении эта мысль получила дальнейшее развитие: «Неадекватность Патрушева и руководителей Кремля уже не вызывает сомнения. Эта неадекватность создает угрозу как региональному, так и международному миру и безопасности».
Москва и Тбилиси уже не в первый раз обмениваются подобными «любезностями». Президента Михаила Саакашвили в России тоже считают «неадекватным» и «непредсказуемым» после нападения на Цхинвал в августе 2008 году, в день начала Олимпийских Игр в Пекине. Разница лишь в том, что Грузия действительно первой нарушила мир на Кавказе, а Россия, по грузинской версии, только «создавала угрозу» и «создает» сейчас.
Взаимные обвинения используются властями обеих стран для укрепления своих позиций, считает лидер Республиканской партии Давид Усупашвили. «Иногда, де-факто, безо всяких договоренностей, руководства Грузии и России делают одни и те же заключения. Подобные заявления играют на руку Саакашвили. Путин и Саакашвили де-факто усиливают друг друга», - заявил он накануне.
Вместе с МИД Грузии вчера подтвердил намерения руководства бороться «против любых проявлений терроризма».
Более того, вице-премьер - госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили, осудив «антигрузинскую истерию» Патрушева, предложил России расследовать теракты совместно, «в специальных форматах».
На счастье Грузии, вчера появилась вторая запись лидера боевиков Докку Абу Усмана Умарова, который на этот раз взял на себя ответственность за взрывы в метро.
Первую - аудиозапись, на которой мужской голос от его имени обвинял в терактах ФСБ России, распространял «Первый кавказский» канал Грузии, вещающий на Северный Кавказ. Вторая запись сделана в видеоформате и сомнений в подлинности не вызывает. Так что изначально взятый российскими правоохранителями «чеченский след» оказался правильным.
Другое дело, что северокавказское подполье не смогло бы долго существовать без подпитки извне. А по Грузии, наряду с другими соседними странами, проходят пути доставки вооружения и денежных средств. Делается ли это при участии официального Тбилиси или без - вопрос спорный. После случая с продажей пистолетов и тротиловых шашек в Грузии террористической банде из Азербайджана, грузинские власти уже пообещали усилить меры борьбе с контрабандой оружия.