Оформление официальных рубежей между Арменией, Азербайджаном и Грузией тянется уже не первый год. Как известно, в грузино-армянской и грузино-азербайджанской приграничной зоне находятся спорные святыни. Что касается отношений Еревана и Баку, то для них на повестке дня остро стоит карабахский вопрос. Но обо всем по порядку.
Во-первых, демаркация грузино-азербайджанской границы затрагивает судьбу одной из важнейших культурных и религиозных достопримечательностей Южного Кавказа - средневекового монастырского комплекса Давид Гареджа, часть которого находится на территории Грузии, а другая часть в Азербайджане. Когда в СССР проводились границы между советскими республиками Азербайджаном и Грузией, монастырский комплекс был поделен надвое, пишет Eurasianet.org.
После развала Союза граница между двумя странами так и не изменилась и проходит по гребню 813-метрового горного хребта Удабно, а пещерные монастыри расположены на его вершине, а также на северном и южном и склонах, находящихся под контролем Грузии и Азербайджана соответственно. По мнению экспертов, с военной точки зрения, эти позиции важны для обеих стран, поскольку в случае вооруженного конфликта, сторона, которая контролирует эти высоты, получит немалое преимущество.
Переговоры о границах между двумя странами ведутся по сей день. Хоть стороны и согласовали больший участок 480-километрового рубежа, старые проблемы все же остаются. Последняя встреча рабочих групп по делимитации и демаркации грузино-азербайджанской границы прошла в феврале. Баку и Тбилиси обещают вернуться к этому вопросу во втором квартале этого года. Тем не менее, уже сейчас появились разговоры о том, что некоторые вопросы может снять упрощенный режим пограничного контроля, который позволит монахам, паломникам и туристам беспрепятственно посещать спорные территории.
Сложная ситуация и с грузино-армянской границей. Первый и главный вопрос - это Джавахетия. В Грузии проживет много армян - и в самом Тбилиси, но в Джавахке их больше, чем грузин, пишет nasledie.ru. Иными словами, район близ грузино-армянской границы - место компактного проживания армян. Причем в последнее время все громче звучат заявления о том, что грузинские власти оказывают давление на армян, попирают их элементарные права.
Не так давно президенты Грузии и Армении Михаил Саакашвили и Серж Саргсян договорились об упрощенном переходе грузино-армянской границы. По словам грузинского лидера, обе республики объединяет не только совместное прошлое, но и «очень успешное будущее». Однако полностью сгладить определенные противоречия у Михаила Николаевича, пожалуй, не получится даже несмотря на заявления о том, что этнические армяне являются очень важной частью грузинского общества.
Но наиболее остро приграничный вопрос стоит между Арменией и Азербайджаном. Споры о Нагорном Карабахе и периодические взаимные провокации привели к тому, что рубеж был закрыт. Сейчас карабахская проблема решается с помощью международных посредников, однако территориальные претензии Еревана и Баку говорят о том, что ожидать консенсуса в ближайшей перспективе не стоит.
Именно с такой диспозицией Армения, Азербайджан и Грузия подошли к переговорам с Евросоюзом в рамках программы «Восточное партнерство», которые Брюссель надеется завершить подписанием нового соглашения, рассчитанного на сближение трех стран. Спецпредставитель организации на Кавказе Питер Семнеби сообщил, что оформление документа станет для Тбилиси, Еревана и Баку «средством налаживания свободной торговли и передвижения людей».
Накануне ЕС, ООН и Международный центр по вопросам политики миграции пообещали реализовать новую программу, которая призвана обеспечить управление безопасностью границ на Южном Кавказе. По словам представителя миссии ЕС в Грузии Мартина Клауке, новый проект поможет правительствам Грузии, Азербайджана и Армении внедрить новую систему управления охраной границ, которая одновременно обеспечит открытые и безопасные границы в регионе. «Единая система управления границей будет обеспечивать безопасное передвижение граждан и транспортировку грузов», - сказал он. Со своей стороны, замглавы миссии Программы развития ООН в Грузии Инита Паулович отметила, что программа единого управления границами поможет решить те проблемы, которые пока еще существуют».
Пожалуй, в условиях, когда в одном случае страны не могут договориться о делимитации и демаркации, а в другом решают территориальные споры, западная инициатива выглядит преждевременной. Впрочем, вмешательство Брюсселя может стать и своеобразным стимулом для республик, чтобы, наконец, завершить работу над оформлением границ и урегулировать все спорные вопросы. Евросоюзу в регионе нужна стабильность, а выходить из «Восточного партнерства» ни Тбилиси, ни Баку, ни Еревану сейчас явно не с руки.