Соглашения между грузинским правительством и Евросоюзом об упрощении визового режима и реадмиссии были парафированы в ноябре прошлого года. Президент Грузии Михаил Саакашвили считает, что эти документы - своеобразный показатель тесной интеграции и сближения республики с Европой.
Подготовка и реализация двух соглашений между ЕС и Грузией проходит в рамках инициативы «Восточное партнерство», которое включает в себя 27 государств Евросоюза плюс шесть бывших советских республик - Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Правда, еще до официального оформления у «Восточного партнерства» возникли определенные трудности. Республики чересчур воодушевились идеей безвизовых поездок в Европу и настаивали на реализации этого пункта «партнерства» уже в ближайшее время. Такое положение вещей Евросоюз не устраивало. Многие страны ЕС также выступили против того, чтобы шесть государств-участников именовались в итоговом документе как «европейские страны», поскольку такая формулировка в определенном смысле дает им надежду на будущее членство в Евросоюзе.
Тем не менее, у «избранной шестерки» в ЕС нашлись и свои союзники - республики с просторов бывшего СССР, уже оказавшиеся в Евросоюзе. Например, Литва, которая призвала Брюссель задействовать все средства и инструменты, предоставляемые программой «Восточного партнерства» - ассоциации, соглашения о свободной торговле и либерализации визового режима с Грузией, Молдавией и Украиной.
В Брюсселе, однако, не раз говорили о том, что ЕС будет помогать Грузии и другим странам подготовиться к ассоциированному соглашению. «Мы предлагаем новые возможности, но Грузия также должна помочь самой себе, - предупредила комиссар Евросоюза по вопросам внешних отношений и политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер. - Если Тбилиси примет правильные решения, мы будем там, чтобы помочь ей на каждом шагу». По словам дипломата, Брюссель проводит политику, при которой старается оказать Грузии содействие, но в ответ рассчитывает увидеть «правильное поведение».
С последним, правда, есть некоторые проблемы. Как известно, 15 декабря прошлого года группа из двухсот иностранцев, грузин и чеченцев захватила поезд на главном железнодорожном вокзале в польском городе Легнице. Со слов пилигримов, они намеревались добраться до Страсбурга, чтобы пожаловаться на плохие условия содержания в центрах для вынужденно переселенных лиц. Однако на польско-немецкой границе эмигрантов принудительно вывела из поезда польская полиция
По официальным данным, основная масса грузин прибывает из республики в Польшу, а затем перемещается вглубь Европы. Так, в Швейцарии беженцы из Грузии занимают по численности пятое место, после уроженцев неблагополучных Нигерии, Эритреи, Ирака и Шри-Ланки. При этом на белорусско-польском пограничном переходе в Тирасполе ежедневно около ста граждан Грузии подают заявления о предоставлении им польскими властями статуса беженца. И если за 2000-2008 годы желание проживать в «буферной» Польше выразили только 400 граждан Грузии, то только за минувший год эта цифра составила три с половиной тысячи.
Пожалуй, именно угроза наплыва мигрантов и заставляет Евросоюз детально прорабатывать соглашения об упрощении визового режима. Недаром этот документ идет в обойме с соглашением об упрощении высылки грузинских нелегальных мигрантов из стран ЕС. И, если летом Европа подпишет соглашения с Грузией, то облегчение процедуры выдачи виз коснется лишь студентов, бизнесменов, близких родственников проживающих в странах ЕС граждан, а также журналистов и специалистов в различных областях.
Впрочем, эксперты оценивают перспективу оформления этих соглашений довольно позитивно. В интервью GeorgiaTimes председатель общественного движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян выразил определенную уверенность в том, что документы будут подписаны.
- Разговор на эту тему уже идет на протяжении полутора лет. По нашим сведениям, данный договор о режиме, способствующем грузинским гражданам уезжать в упрощенном порядке, уже детально рассмотрен. Поэтому я не вижу преград для того, чтобы его не подписали. Тем более, что выбраны именно те категории граждан, которые имеют необходимость выезжать в Европу.
- Можно ли говорить об отмене визового режима в будущем?
- В ближайшем будущем это сложно представить. Но в любом случае, необходимо делать определенные шаги для евроинтеграции. Поэтому облегчение визового режима можно рассматривать, как первый шаг на пути Грузии в Европу.
- Создается ощущение, что ЕС держит дистанцию с Грузией. Так ли это?
- Наверное, Евросоюз держит дистанцию не только с Грузией, но и со всеми странами, которые в него не входят. Вопрос в том, насколько далеко эти страны находятся от ЕС. Да, после августовской войны Тбилиси не стал ближе к Европе, но говорить о том, что республика отдалилась от Евросоюза, не стоит.